15 октября 2012 г.

«Православная» субкультура (из №1)


Почему я выбрал именно эту тему? По двум причинам. Во-первых, (легкая причина) из-за того, что сами представители обозначенной субкультуры, а именно «православные»[1] (впредь, по ходу статьи, я так и буду их называть), всячески отрицают наличие этой субкультуры.
Во-вторых, личная причина. С семи лет я мечтал стать священником. И с этого же возраста я пребывал в Церкви. Изначально мои родители заботились о моей духовности и брали с собой в храм. В пятнадцать лет я начал ходить туда сам. В этом же возрасте я вступил в ряды церковнослужителей (пономарем)[2]. Я стал полноправным членом церковной корпорации, трудился и послушался, а также получал за свои труды небольшую плату. Тогда же произошла моя социализация.

В семнадцать лет я стал представителем той субкультуры. Однако сейчас, спустя время, выйдя из «православными», общаясь с «обычными» людьми (в «православной» субкультуре они называются «светские», иными словами -  нецерковные), я ловлю себя на мысли, что постоянно сравниваю и оцениваю их в этическом поле Православия. Ничего не могу поделать, но нормы церковного поведения настолько привились мне, стали частью меня, что я подчас неосознанно им следую. Теперь у меня есть шанс ретроспективно описать основные черты и особенности этой общности верующих людей. И, на мой взгляд, это будет весьма полезно антропологически, примерно как описание иных народов и племен, особенно малоизвестных.Возраст. В составе субкультуры нет четкого возрастного уровня – возраст представителей варьируется от вполне молодых (от 16 до 23-х лет), до стареньких людей – тетеньки и дяденьки предпенсионного и пенсионного возраста. На проблему возраста стоит обратить внимание потому, что «православная» субкультура не является молодежной – несмотря на то, что молодых людей там много – благодаря чему эта субкультура не поверхностна, ею достаточно сложно «переболеть» в молодости, а потом ностальгически вспоминать.Внешность. На улице их довольно просто выделить и узнать. Девушки носят платки, длинные юбки до пола или сарафаны, рубашки с длинными рукавами. Платки - это вообще отдельный атрибут «православной» девушки. Например, при некоторых семинариях (учебных заведениях для молодых людей желающих стать священниками) существуют певческие и иконописные курсы. Для девушек, проходящих обучение на этих курсах, цвет платка подчас играет роль индикатора семейного положения: белый цвет – свободна, черный цвет – готовлюсь к монастырю и т.д. Читающий это верующий православный человек может подумать, что описанный пример бредовый и не соответствует реальности, однако я лично встречался с данным феноменом в своей церковной жизни, о чем и сообщаю уважаемому читателю. Еще одной особенностью является отказ от использования косметики у женщин, что объясняется ее ненужностью. Мужчины одеваются тоже скромно – брюки (чаще черного цвета) или штаны брючного типа, рубашка с длинным рукавом. Оголение той или иной части тела, особенно в святых местах (храмах, на территории монастырей и т.д.) табуировано и недопустимо. Многие мужчины состоят в церковной корпорации и выполняют «церковное послушание», иными словами, работают в Церкви, что в некоторых случаях обязывает их носить клерикальную одежду – подрясники, полуряски, скуфьи, стихари и орари (речь не идет о священниках; у них все похоже, но иначе).Места обитания. Как и представители любой субкультуры, «православные» собираются в определенных местах, где общаются и знакомятся. Такими местами являются, с одной стороны, центры т.н. «народного Православия», такие как Дивеево, где располагается Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь – на данный момент самый большой, самый посещаемый  и масштабный православный сакральный центр на территории бывшего Советского Союза, или Лавра – Троице-Сергиева лавра – мужской монастырь в городе Сергиев Посад –  образовательный центр Русской Православной Церкви, а также второй крупнейший центр «народного Православия». Такими делу религиозного просвещения также являются семинарии и прочие образовательные учреждения РПЦ, регулярные паломнические поездки, молитвенные стояния и крестные ходы (самый масштабный крестный ход проводится ежегодно в Курской губернии в день памяти Курской-Коренной иконы Божией Матери – крестный ход идет от г. Курска до монастыря Коренная пустынь и насчитывает до полумиллиона участников).Строй жизни. Ритм жизни рядового «православного» подчинен богослужебным ритмам Церкви – так «православные» стоят посты: почти каждая среда и пятница, за исключением некоторых, и четыре крупных поста: Великий, Петра и Павла, Успенский и Рождественский. Каждое воскресенье с утра проводится Божественная литургия, которая также объединяет православных верующих. Одной из наиболее интересных особенностей является институт духовничества, суть которого сводится к духовному послушанию какому-либо священнику (духовнику; он выбирается самостоятельно) – в некоторых случаях безграничное повиновение и послушание духовнику представляет опасность для верующего, особенно если духовник не опытный, но, как правило, духовник играет роль «психотерапевта» и воспитателя, который в рамках духовной христианской традиции может оказать помощь и дать дельный совет верующему.Политические взгляды. Политическая жизнь «православных» разнообразна – от христианского социализма до правых националистических (это реже) и радикально-монархических (это чаще) позиций. Отношение к русской монархии (а «православные» преимущественно монархисты) также очень разное, начиная от ностальгического, кончая сакрально-реваншистским.Подводя итог вышесказанному, я кратко обозначил основные особенности «православной» субкультуры. На самом деле, жизнь «православных» настолько богата и разнообразна, что о ней можно писать монографию (или несколько).
Д. Давыч, Москва

-----------------------------------------------------------
1] Нет какого-либо термина, которым можно было бы описать это явление, поэтому я использую термин «православные». Отмечу также, что не все верующие входят в эту субкультуру. Я опишу только свой опыт жизни в Церкви.
         2] Понома́рь (официально — Парамона́рь; от др.-греч. παραμοναριος — «приставник», «привратник») — служитель православной Церкви, обязанный звонить в колокола, петь на клиросе и прислуживать при богослужении.

2 комментария:

  1. очень интересно, спасибо.
    жаль, что чрезмерно кратко. воспринимается скорее как конспект будущей работы. тем более было бы полезно узнать от вас подробности как от человека, вовлеченного (пусть и прежде) в современную православную субкультуру.

    ОтветитьУдалить
  2. Эм, да я могу что-нибудь вроде лекции рассказать - я думаю это будет интересно)

    ОтветитьУдалить