5 февраля 2013 г.

Ленивый ленинизм



1.


Не один человек, которому мы сообщали о теме настоящего выпуска «ФК», ослышался: «о чем, говорите, о Ленине?». И это, наверное, не случайно. История культуры знает как минимум одну попытку вывести слово «Ленин» из слово «лень»[1]. Ее совершил Казимир Малевич. В конце 1910-х он публикует работу «О новых системах в искусстве», где пишет, что футуризм и супрематизм предопределили Великий Октябрь: «Кубизм является высшим моментом культуры живописи, так же как коммунизм – культуры социалистической». Черный квадрат он пророчит в государственные символы, ведь черный квадрат – это Ленин, обещающий мир, покой, избавление от прибавочной стоимости, бессмертие, и это отражается в проекте Мавзолея как Черного Куба, который предложит художник после смерти великого политика. Художественное эпохе Малевича, уничтожая «прибавочный элемент» в искусстве, мыслит себя как избавление человека от предыстории мира и начало настоящей его истории, истории коммунистической: «ликвидация собственности является гарантией пути к абстракции». Коммунистическое общество понималось простыми людьми, как общество, свободное от труда. И Малевич выражал это простое желание по-блэковски: никто никогда не должен работать[2]. Выражая эти настроения, Малевич пишет статью «Лень как действительная истина человечества» в 1921 году[3]. В жизни все клеймят лень пороком, а трудяга вознесен до небес.
Это неправильно, считает Малевич, и легенда о рае тому подтверждение. Ясно, что лень отдельного человека опасна. Потому что если люди не будут трудиться, то страна придет к голоду и смерти. Поэтому, чтобы избавится от смерти, нужно трудиться, поэтому у нас «нетрудящийся да не ест». Капитализм тоже хочет остаться на плаву, поэтому предоставляет людям свободу труда и накопления, чтобы иметь лень в будущем. «Рубль есть тот знак, который будет соблазнять тем, что принесет то блаженство лени, о котором каждый мечтает. И на самом деле истинное значение рубля в этом, и рубль сам по себе не что другое, как кусочек лени. Кто их больше соберет, тот больше будет в блаженстве лени». Вот почему падет капитализм, потому что он порождает «лентяев», сам «рубль ведет определенно к лени». В социализме же повисшее над человеком проклятие – труд – получает наивысшее благословение. Мы спасаем себя через труд. Уравнивая всех в труде, мы всех уравниваем и в лени. Цель нашего, как и капиталистического, труда лень. Поэтому социализм сокращает рабочие часы. Наши лозунги должны быть: всем равной лени! Ведь «все живое стремится к лени»[4] (нетрудно заметить, что Малевич тут использует социологическую трактовку лени по нашей терминологии[5]).
Позднее, в 1924 году, в статье «Человек самое опасное в природе явление» он напишет, что «труд не является совершенством человеческой жизни, которое по существу лениво, я хочу сделать лень не матерью пороков, а матерью совершенства (Ленин, он принадлежит лени, он находится в покое, т. е. в лени, в ленном, ленивом состоянии)». И там же: «...человек или жизнь его разделяется на две категории выражения времени, конкретного и абстрактного, и я под конкретным разумею харчевое время, а под абстрактным – Искусство, это две разные идеологии: одна предметная, другая беспредметная, трудовая и беструдовая категория времени». Ленин – это апостол беспредметного, безтрудового, вечного общества Искусства. Поэтому Ленин – это лень[6].




2.


В России Ленина не любят. Не считают философом. Не боятся, конечно. Не замечают. Студенты его не читают, преподаватели со скукой вспоминают о «ленинском этапе развития марксисткой мысли». Даже политики на Ленина внимания не обращают, – у нас сейчас в цене Иосиф Виссарионович. Одни, знаете ли, хотят в элиты, а другие не хотят в лагеря. И хотя о Ленине-философе уважительно писали Жан-Поль Сартр, Морис Мерло-Понти, Эвальд Ильенков, Дьёрдь Лукач, Карл Поппер и Поль Рикер, и сейчас пишут Тамаш Краус, Славой Жижек, Владлен Логинов, а вопросы, которые пытается решить современный авангард, обозначены в «Апрельских тезисах»; проблемы, которые решает ультрасовременный спекулятивный реализм, обсуждались на страницах «Материализма и эмпириокритицизма», и современных журналах даже прозвучали слова «в сегодняшней России не хватает Ленина, а все остальное в России есть»[7], – философских работ о Ленине сейчас в России мало.
И все же ныне ленинизм – это философский термин.
Он означает разрешение противоречия между множественностью власти всех людей, а не просвещающих их интеллектуалов, всех людей, а не какой-то узкой национальной власти, и авангардом, который не является ни создателем идеологии, ни учителем человечества, ни элитой. Элита – это те, кто желает увековечить себя. Авангард же готов исчезнуть, как только пройдет его время; он знает, что бесплоден и не сможет жить в новом чистом мире.
Ленинизм – это абсолютизация философской верности авангарда выбранному им пути, синдром лени ума, если лень понимать как погруженность и привязанность. «Так и только так» – вот лозунг авангарда. Любой хороший автомеханик просто знает, как чинить машины, – и он тоже авангард, потому что обладает знанием, которого нет у других,  он не ломает историю, он помогает родиться ребенку революции и будущего. Авангард предан одной страстной цели – свободе. Ленинизм несет с собой выбор. Это способность не быть жертвой. Например, курить тебе или не курить, - но всегда без виктимизации себя при контакте с другими[8], как это происходит в современном мире. Ленин – это отрицание схем вроде пирамиды Масслоу, представляющей, конечно, ничто иное как буржуазные ценности, ссылающие труд, витальность и само дыхание на нижние уровни, вознося свою сомнительного качества духовность[9].
Словом, ленинизм – это обретение свободы через привязанность чему-то, признанному абсолютно ценным.

Текст - Евгений Логинов

     Иллюстрации - Иван Фомин







[1] вспомните каббалистическую филологию близких соратников Малевича, Хлебникова и Хармса.
[2] Black B. The Abolition of Work. Цитируется по  zpub.com/notes/black-work.html
[3] Томаш Гланц. Слово и текст Казимира Малевича. Цитируется по http://www.ruthenia.ru/reprint/blok_xiii/glanz.pdf
[4] Малевич К. Лень как действительная истина человечества. – М.: Гилея, 1994, цитируется по http://old.russ.ru/publishers/extracts/20041123_km.html
[5] См. Финиковый компот №2, Стр.2, «Пролегомены к понятию «лень»
[6] Андреева Е. Всё и ничто: символические фигуры в искусстве второй половины ХХ века.– СПб.: Из-во Ивана Лимбаха. 2011 г. - С. 38-29.
[7] Н. Кудряков. В России все спокойно http://scepsis.ru/library/id_178.html
[8] Жижек С. Что может сказать нам Ленин о свободе сегодня? scepsis.ru/library/id_1960.html
[9] Лукач Д. Значение Материализма и Эмпириокритицизма, mesotes.narod.ru/lukacs/leninmaterialism.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий