Брайн Лефтоу (Brian Leftow) — американский философ, профессор Ратгерского университета, специалист по метафизике, философии религии и философской медиевистике.
ФК: Как Вы относитесь к самой идее доказательства бытия (или отсутствия) Бога? Кажется ли она Вам состоятельной? Почему?
Б.Л.: Да, она состоятельна. Я считаю так потому, что я не встречал хороших аргументов в пользу того, что она несостоятельна, и я встречал то, что кажется мне хорошими аргументами в пользу бытия Бога.
ФК: Если бы Вы попытались осуществить доказательство бытия (или отсутствия) Бога, то какое определение понятия «Бог» Вы бы использовали? Кажется ли Вам подходящим классическое определение Бога как всеблагого, всезнающего и всемогущего творца мира?
Б.Л.: Лучшее определение: Бог есть величайшее возможное существо, или максимально совершенно существо. Описание, которое Вы даете, частично с ним совпадает.
ФК: Какие из доказательств бытия (или отсутствия) Бога кажутся Вам наиболее сильными и интересными?
Б.Л.: “Онтологические” аргументы (в терминологии Канта). А также модальные космологические аргументы.
ФК: Как вы оцениваете роль доказательств бытия (или отсутствия) Бога в истории философии, науки, религии, культуры в целом?
Б.Л.: В естественных науках никакой роли они не играют. В философии же они вдохновили многих на хорошую работу.
ФК: Некоторые считают, что критика Кантом известных ему доказательств была столь разрушительна, что сам вопрос о доказательстве бытия Бога перестал быть философски актуальным. Что Вы думаете об этой позиции?
Б.Л.: Канта в этом вопросе сильно переоценен. Я могу объяснить почему я так думаю только через детальное обсуждение его идей. Такое обсуждение можно найти в моей готовящейся к выходу книге “Доказательство Ансельма” (Oxford University Press).
ФК: Могли бы Вы порекомендовать текст (или несколько), который является, с Вашей точки зрения, наиболее важным для понимания данной проблематики?
Б.Л.: “Прослогион” Ансельма, “Существование Бога” Ричарда Суинберна.
Доказательством бытия Бога-Абсолюта есть всё сущее вокруг, это же является и доказательством отсутствия Бога-Творца всего сущего, якобы сущего над всем(!) сущим, т.к. или "всё" или "не всё", и среднего третьего: "всё - не всё" - не дано, т.к. всякое нарушение законов логики в процессе мышления есть не истина, а ложь.
ОтветитьУдалить