1.
Не один человек, которому мы сообщали о теме настоящего
выпуска «ФК», ослышался: «о чем, говорите, о Ленине?». И это, наверное, не
случайно. История культуры знает как минимум одну попытку вывести слово «Ленин»
из слово «лень»[1]. Ее совершил
Казимир Малевич. В конце 1910-х он публикует работу «О новых системах в
искусстве», где пишет, что футуризм и супрематизм предопределили Великий
Октябрь: «Кубизм является высшим моментом культуры живописи, так же как
коммунизм – культуры социалистической». Черный квадрат он
пророчит в государственные символы, ведь черный квадрат – это Ленин, обещающий
мир, покой, избавление от прибавочной стоимости, бессмертие, и это отражается в
проекте Мавзолея как Черного Куба, который предложит художник после смерти
великого политика. Художественное эпохе Малевича, уничтожая «прибавочный
элемент» в искусстве, мыслит себя как избавление человека от предыстории мира и
начало настоящей его истории, истории коммунистической: «ликвидация
собственности является гарантией пути к абстракции». Коммунистическое
общество понималось простыми людьми, как общество, свободное от труда. И
Малевич выражал это простое желание по-блэковски: никто никогда не должен
работать[2].
Выражая эти настроения, Малевич пишет статью «Лень как действительная истина человечества» в 1921 году[3]. В жизни все клеймят лень
пороком, а трудяга вознесен до небес.
Это неправильно, считает Малевич, и легенда о рае тому подтверждение. Ясно, что лень отдельного человека опасна. Потому что если люди не будут трудиться, то страна придет к голоду и смерти. Поэтому, чтобы избавится от смерти, нужно трудиться, поэтому у нас «нетрудящийся да не ест». Капитализм тоже хочет остаться на плаву, поэтому предоставляет людям свободу труда и накопления, чтобы иметь лень в будущем. «Рубль есть тот знак, который будет соблазнять тем, что принесет то блаженство лени, о котором каждый мечтает. И на самом деле истинное значение рубля в этом, и рубль сам по себе не что другое, как кусочек лени. Кто их больше соберет, тот больше будет в блаженстве лени». Вот почему падет капитализм, потому что он порождает «лентяев», сам «рубль ведет определенно к лени». В социализме же повисшее над человеком проклятие – труд – получает наивысшее благословение. Мы спасаем себя через труд. Уравнивая всех в труде, мы всех уравниваем и в лени. Цель нашего, как и капиталистического, труда лень. Поэтому социализм сокращает рабочие часы. Наши лозунги должны быть: всем равной лени! Ведь «все живое стремится к лени»[4] (нетрудно заметить, что Малевич тут использует социологическую трактовку лени по нашей терминологии[5]).
Это неправильно, считает Малевич, и легенда о рае тому подтверждение. Ясно, что лень отдельного человека опасна. Потому что если люди не будут трудиться, то страна придет к голоду и смерти. Поэтому, чтобы избавится от смерти, нужно трудиться, поэтому у нас «нетрудящийся да не ест». Капитализм тоже хочет остаться на плаву, поэтому предоставляет людям свободу труда и накопления, чтобы иметь лень в будущем. «Рубль есть тот знак, который будет соблазнять тем, что принесет то блаженство лени, о котором каждый мечтает. И на самом деле истинное значение рубля в этом, и рубль сам по себе не что другое, как кусочек лени. Кто их больше соберет, тот больше будет в блаженстве лени». Вот почему падет капитализм, потому что он порождает «лентяев», сам «рубль ведет определенно к лени». В социализме же повисшее над человеком проклятие – труд – получает наивысшее благословение. Мы спасаем себя через труд. Уравнивая всех в труде, мы всех уравниваем и в лени. Цель нашего, как и капиталистического, труда лень. Поэтому социализм сокращает рабочие часы. Наши лозунги должны быть: всем равной лени! Ведь «все живое стремится к лени»[4] (нетрудно заметить, что Малевич тут использует социологическую трактовку лени по нашей терминологии[5]).
Позднее, в
1924 году, в статье «Человек самое опасное в природе явление» он напишет, что «труд не является совершенством человеческой жизни, которое по существу
лениво, я хочу сделать лень не матерью пороков, а матерью совершенства (Ленин,
он принадлежит лени, он находится в покое, т. е. в лени, в ленном, ленивом
состоянии)». И там же: «...человек или жизнь его разделяется на две категории
выражения времени, конкретного и абстрактного, и я под конкретным разумею харчевое
время, а под абстрактным – Искусство, это две разные идеологии: одна предметная,
другая беспредметная, трудовая и беструдовая категория времени». Ленин – это
апостол беспредметного, безтрудового, вечного общества Искусства. Поэтому Ленин
– это лень[6].
2.
В
России Ленина не любят. Не считают философом. Не боятся, конечно. Не замечают.
Студенты его не читают, преподаватели со скукой вспоминают о «ленинском этапе
развития марксисткой мысли». Даже политики на Ленина внимания не обращают, – у
нас сейчас в цене Иосиф Виссарионович. Одни, знаете ли, хотят в элиты, а другие
не хотят в лагеря. И хотя о Ленине-философе уважительно писали Жан-Поль Сартр, Морис
Мерло-Понти, Эвальд Ильенков, Дьёрдь Лукач, Карл Поппер и Поль Рикер,
и сейчас пишут Тамаш Краус, Славой Жижек, Владлен Логинов, а вопросы, которые
пытается решить современный авангард, обозначены
в «Апрельских тезисах»; проблемы, которые решает
ультрасовременный спекулятивный реализм, обсуждались на страницах «Материализма
и эмпириокритицизма», и современных журналах даже прозвучали слова «в
сегодняшней России не хватает Ленина, а все остальное в России есть»[7],
– философских работ о Ленине сейчас в России мало.
И
все же ныне ленинизм – это философский термин.
Он
означает разрешение противоречия между множественностью власти всех людей, а не
просвещающих их интеллектуалов, всех людей, а не какой-то узкой национальной
власти, и авангардом, который не является ни создателем идеологии, ни учителем человечества,
ни элитой. Элита – это те, кто желает увековечить себя. Авангард же готов исчезнуть,
как только пройдет его время; он знает, что бесплоден и не сможет жить в новом
чистом мире.
Ленинизм
– это абсолютизация философской верности авангарда выбранному им пути, синдром
лени ума, если лень понимать как погруженность и привязанность. «Так и только
так» – вот лозунг авангарда. Любой хороший автомеханик просто знает, как чинить
машины, – и он тоже авангард, потому что обладает знанием, которого нет у других,
он не ломает историю, он помогает родиться
ребенку революции и будущего. Авангард предан одной страстной цели – свободе. Ленинизм
несет с собой выбор. Это способность не быть жертвой. Например, курить тебе или
не курить, - но всегда без виктимизации себя при контакте с другими[8],
как это происходит в современном мире. Ленин – это отрицание схем вроде
пирамиды Масслоу, представляющей, конечно, ничто иное как буржуазные ценности, ссылающие
труд, витальность и само дыхание на нижние уровни, вознося свою сомнительного
качества духовность[9].
Словом,
ленинизм – это обретение свободы через привязанность чему-то, признанному
абсолютно ценным.
Текст - Евгений
Логинов
Иллюстрации - Иван Фомин
Иллюстрации - Иван Фомин
[1] вспомните каббалистическую филологию
близких соратников Малевича, Хлебникова и Хармса.
[2] Black B. The Abolition of
Work. Цитируется по zpub.com/notes/black-work.html
[3] Томаш Гланц. Слово и текст Казимира
Малевича. Цитируется по http://www.ruthenia.ru/reprint/blok_xiii/glanz.pdf
[4] Малевич К. Лень как
действительная истина человечества. – М.: Гилея, 1994, цитируется по http://old.russ.ru/publishers/extracts/20041123_km.html
[5]
См. Финиковый компот №2, Стр.2, «Пролегомены к понятию «лень»
[6] Андреева Е. Всё и ничто: символические
фигуры в искусстве второй половины ХХ века.– СПб.: Из-во Ивана Лимбаха. 2011 г . - С. 38-29.
[8] Жижек С. Что может сказать нам Ленин о
свободе сегодня? scepsis.ru/library/id_1960.html
[9] Лукач Д. Значение Материализма и
Эмпириокритицизма, mesotes.narod.ru/lukacs/leninmaterialism.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий