Блондинка приходит на собрание, опоздав на полчаса. Её спрашивают:
— Почему Вы опаздываете?
— Простите, я просто очень поздно вышла.
— Так надо было раньше выйти.
— Так уже поздно было раньше выходить!
Наверное,
каждый и каждая из нас когда-нибудь опаздывали. На пару, на встречу, на работу,
с дедлайном… А автор статьи вообще делает это с заведомой регулярностью. Однако
сурьёзным людям так жить низзя! То есть, конечно, можно, но опаздывать надо хотя
бы в границах приличия. Чтобы и в нужное место (почти) во время прибывать, и
работу до дедлайна (почти) успевать закончить. Поэтому со склонностью (а у кого
и с манерой) опаздывать, если она вам мешает, стоит побороться. Как известно,
если мы хотим устранить проблему, стоит попробовать разобраться в её причинах, попытаться
чётко их обозначить и бороться уже с причинами, а не просто с симптомами.
Итак, почему
же мы опаздываем — как на встречи, так и с дедлайнами? Кажется, можно
говорить о трёх основных причинах: отсутствие достаточной мотивации для
совершения действия, «ошибка планирования» и неэффективное распределение
времени. Эти причины, конечно же, могут комбинироваться и не всегда являются
независимыми друг от друга. Разберём по порядку.
Первое:
отсутствие мотивации для совершения действия. Мы вроде бы и хотим что-то
сделать, но, с другой стороны, как-то не очень. Или же вообще не хотим, но
должны сделать — просто потому, например, что взяли на себя обязательство. Но не делаем. Кажется, именно это, в частности, называют ленью. Однако как
раз эта разновидность лени выглядит
уже несколько по-другому, не каким-то «пороком». Не всегда можно считать
«пороком» то, что мы не видим достаточной пользы в совершении некоторого
действия.
Как бороться?
Или искать достаточную мотивацию, или расставлять приоритеты и на что-то
«забивать», или же стараться браться лишь за то, что вы действительно хотите (в
широком смысле этого слова) сделать. Впрочем,
последнее и тем, кто никогда не опаздывает, придётся по нраву.
Кстати,
причина, связанная с приоритетом, действует не только в случае с дедлайнами, но
и в случае со встречами и парами. Например, мой сонный мозг рано утром упорно
считает, что лучше поспать ещё 5 минут (и ещё, и ещё…), даже если опоздаешь
куда-то немного. Ну, тут уж надо
мозг высыпать. Впрочем, досмотреть фильм в два часа ночи, прям щас, иногда привлекательнее,
чем вовремя встать на пару, да ещё и в перспективе, аж завтра.
Второе: «ошибка
планирования». Её замечательно описал исследователь искусственного интеллекта и
писатель Э. Юдковски в фанфике «Гарри Поттер и методы рационального мышления» (кстати,
рекомендую всем). Дело в том, что, когда мы планируем какое-либо действие, мы
склонны брать самый оптимальный вариант развития событий и принимать его за
средний вариант.
Например, мне
надо пойти в заведение, поставить на бумажке подпись в двух разных кабинетах и
отнести её в третий. Казалось бы: ну хорошо, за час-два точно управлюсь. А
теперь скажите мне: чем я думал? И ежу понятно, что в этой стране, где
царствует бюрократия, мне придётся ждать каждого чиновника по сто лет, пока чай
попьёт, а потом зайти ещё в пять разных кабинетов, чтобы получить ещё десять дополнительных
бумажек, каждую из которых надо подписать ещё в трёх кабинетах. Вот и ушло
шесть часов. А я-то с человеком о встрече договаривался…
Поэтому при
планировании нужно всегда добавлять к ожидаемому времени исполнения действий
какой-то интервал. А можно и умножить ожидаемое время исполнения в несколько
раз.
Третье: неэффективное
распределение времени во время работы. Как известно, очень сложно работать
долго и непрерывно, ни на что не отвлекаясь. Потому постарайтесь придумать
схему, по которой сможете работать, уставая и отвлекаясь как можно меньше.
Например — читал (не помню в какой) книжке по тайм-менеджменту. Если пишем
текст, читаем научную статью или делаем офисную работу, можно работать строго
по схеме 45/15: 45 минут работаем, ни на что не отвлекаясь, всех отсылая и не
прерываясь. Даже если у кого-то к вам есть «неотлагаемые дела», их, как правило,
можно отложить минут на 20-30 без особых потерь. Когда закончатся эти 45 минут,
15 минут занимаемся чем угодно другим, по возможности — совсем другим. Вот тут
можно и проблемы людей решить. Эффективность вашей работы сразу увеличится; если
есть дедлайн, можно и до него успеть, если не за три часа до него взяться.
(Кстати, с физической работой вроде покраски потолка или мойки стен у меня эта
схема не срабатывает: если взялся, то уже лучше не останавливаться — и можно
работать, не прекращая, хоть весь день.)
Очень часто
опаздывать нам «помогает» прокрастинация — постоянное откладывание на потом
(или на завтра, или же на пять минут, а потом ещё на пять минут). Прокрастинация
может иметь несколько причин. Такими
причинами могут быть и психологические проблемы (стресс, например), и описанные
выше две причины, и нечёткость цели.
Так, например,
если нам нужно сделать какую-то работу, и крайний срок достаточно далеко, мы
часто думаем: «Успею ещё», — и делаем те вещи, которые нужно сделать раньше, ведь
ввиду временной близости они могут казаться более важными в данный момент. Если
не можете себя заставить взяться за работу сейчас, попробуйте (с учётом «ошибки
планирования») рассчитать время, которое вам понадобится для её выполнения, и
чётко назначить себе момент, когда нужно будет взяться за работу.
Впасть в
прокрастинацию можно и во время выполнения работы. Чтобы этого избежать,
старайтесь придумать такие схемы работы, чтобы не очень сильно уставать и
поменьше отвлекаться — например, как в описанной выше схеме 45/15.
Ну и, наконец,
очень часто мы откладываем ту или иную работу просто потому, что не знаем, с
какого конца за неё взяться. Огромное и неструктурированное Нечто пугает и
демотивирует. Поэтому, если вам нужно сделать какую-то объёмную работу
(например, написать курсач или диплом), разбейте эту работу на этапы и
конкретизируйте их содержимое. Тогда и ужас исчезнет, и интереса, скорее всего,
больше появится: ведь сделать конкретную вещь всегда интереснее, чем с ужасом
думать о большой, страшной и бесформенной массе работы, с которой непонятно что делать.
Надеюсь, что
мои размышлизмы помогут вам опаздывать как можно реже. Если же нет — пусть вам
всегда удаётся выкручиваться из неприятных ситуаций так же остроумно как
блондинка из анекдота в эпиграфе, да притом успешно.
Дмитрий Грудинин,
Национальный университет «Киево-Могилянская
академия»,
Киев, Украина
Комментариев нет:
Отправить комментарий