20 сентября 2013 г.

Почему мы опаздываем?


Блондинка приходит на собрание, опоздав на полчаса. Её спрашивают:
— Почему Вы опаздываете?
— Простите, я просто очень поздно вышла.
— Так надо было раньше выйти.
— Так уже поздно было раньше выходить!


Наверное, каждый и каждая из нас когда-нибудь опаздывали. На пару, на встречу, на работу, с дедлайном… А автор статьи вообще делает это с заведомой регулярностью. Однако сурьёзным людям так жить низзя! То есть, конечно, можно, но опаздывать надо хотя бы в границах приличия. Чтобы и в нужное место (почти) во время прибывать, и работу до дедлайна (почти) успевать закончить. Поэтому со склонностью (а у кого и с манерой) опаздывать, если она вам мешает, стоит побороться. Как известно, если мы хотим устранить проблему, стоит попробовать разобраться в её причинах, попытаться чётко их обозначить и бороться уже с причинами, а не просто с симптомами.



Итак, почему же мы опаздываем — как на встречи, так и с дедлайнами? Кажется, можно говорить о трёх основных причинах: отсутствие достаточной мотивации для совершения действия, «ошибка планирования» и неэффективное распределение времени. Эти причины, конечно же, могут комбинироваться и не всегда являются независимыми друг от друга. Разберём по порядку.

Первое: отсутствие мотивации для совершения действия. Мы вроде бы и хотим что-то сделать, но, с другой стороны, как-то не очень. Или же вообще не хотим, но должны сделать — просто потому, например, что взяли на себя обязательство. Но не делаем. Кажется, именно это, в частности, называют ленью. Однако как раз эта разновидность лени выглядит уже несколько по-другому, не каким-то «пороком». Не всегда можно считать «пороком» то, что мы не видим достаточной пользы в совершении некоторого действия.
Как бороться? Или искать достаточную мотивацию, или расставлять приоритеты и на что-то «забивать», или же стараться браться лишь за то, что вы действительно хотите (в широком смысле этого слова) сделать. Впрочем, последнее и тем, кто никогда не опаздывает, придётся по нраву.
Кстати, причина, связанная с приоритетом, действует не только в случае с дедлайнами, но и в случае со встречами и парами. Например, мой сонный мозг рано утром упорно считает, что лучше поспать ещё 5 минут (и ещё, и ещё…), даже если опоздаешь куда-то немного. Ну, тут уж надо мозг высыпать. Впрочем, досмотреть фильм в два часа ночи, прям щас, иногда привлекательнее, чем вовремя встать на пару, да ещё и в перспективе, аж завтра.

Второе: «ошибка планирования». Её замечательно описал исследователь искусственного интеллекта и писатель Э. Юдковски в фанфике «Гарри Поттер и методы рационального мышления» (кстати, рекомендую всем). Дело в том, что, когда мы планируем какое-либо действие, мы склонны брать самый оптимальный вариант развития событий и принимать его за средний вариант.
Например, мне надо пойти в заведение, поставить на бумажке подпись в двух разных кабинетах и отнести её в третий. Казалось бы: ну хорошо, за час-два точно управлюсь. А теперь скажите мне: чем я думал? И ежу понятно, что в этой стране, где царствует бюрократия, мне придётся ждать каждого чиновника по сто лет, пока чай попьёт, а потом зайти ещё в пять разных кабинетов, чтобы получить ещё десять дополнительных бумажек, каждую из которых надо подписать ещё в трёх кабинетах. Вот и ушло шесть часов. А я-то с человеком о встрече договаривался…
Поэтому при планировании нужно всегда добавлять к ожидаемому времени исполнения действий какой-то интервал. А можно и умножить ожидаемое время исполнения в несколько раз.

Третье: неэффективное распределение времени во время работы. Как известно, очень сложно работать долго и непрерывно, ни на что не отвлекаясь. Потому постарайтесь придумать схему, по которой сможете работать, уставая и отвлекаясь как можно меньше. Например — читал (не помню в какой) книжке по тайм-менеджменту. Если пишем текст, читаем научную статью или делаем офисную работу, можно работать строго по схеме 45/15: 45 минут работаем, ни на что не отвлекаясь, всех отсылая и не прерываясь. Даже если у кого-то к вам есть «неотлагаемые дела», их, как правило, можно отложить минут на 20-30 без особых потерь. Когда закончатся эти 45 минут, 15 минут занимаемся чем угодно другим, по возможности — совсем другим. Вот тут можно и проблемы людей решить. Эффективность вашей работы сразу увеличится; если есть дедлайн, можно и до него успеть, если не за три часа до него взяться. (Кстати, с физической работой вроде покраски потолка или мойки стен у меня эта схема не срабатывает: если взялся, то уже лучше не останавливаться — и можно работать, не прекращая, хоть весь день.)

Очень часто опаздывать нам «помогает» прокрастинация — постоянное откладывание на потом (или на завтра, или же на пять минут, а потом ещё на пять минут). Прокрастинация может иметь несколько причин. Такими причинами могут быть и психологические проблемы (стресс, например), и описанные выше две причины, и нечёткость цели.
Так, например, если нам нужно сделать какую-то работу, и крайний срок достаточно далеко, мы часто думаем: «Успею ещё», — и делаем те вещи, которые нужно сделать раньше, ведь ввиду временной близости они могут казаться более важными в данный момент. Если не можете себя заставить взяться за работу сейчас, попробуйте (с учётом «ошибки планирования») рассчитать время, которое вам понадобится для её выполнения, и чётко назначить себе момент, когда нужно будет взяться за работу.
Впасть в прокрастинацию можно и во время выполнения работы. Чтобы этого избежать, старайтесь придумать такие схемы работы, чтобы не очень сильно уставать и поменьше отвлекаться — например, как в описанной выше схеме 45/15.
Ну и, наконец, очень часто мы откладываем ту или иную работу просто потому, что не знаем, с какого конца за неё взяться. Огромное и неструктурированное Нечто пугает и демотивирует. Поэтому, если вам нужно сделать какую-то объёмную работу (например, написать курсач или диплом), разбейте эту работу на этапы и конкретизируйте их содержимое. Тогда и ужас исчезнет, и интереса, скорее всего, больше появится: ведь сделать конкретную вещь всегда интереснее, чем с ужасом думать о большой, страшной и бесформенной массе работы, с которой непонятно что делать.


Надеюсь, что мои размышлизмы помогут вам опаздывать как можно реже. Если же нет — пусть вам всегда удаётся выкручиваться из неприятных ситуаций так же остроумно как блондинка из анекдота в эпиграфе, да притом успешно.



Дмитрий Грудинин,
Национальный университет «Киево-Могилянская академия»,

Киев, Украина

Комментариев нет:

Отправить комментарий