Аппарация значимого1
САМ - самый амбициозный мыслитель. Ведь если не
самый – то чего его ждать. Пусть он едет не к нам, в столицу, а хотя бы в
Пермь. А если не амбициозный - так и не
мыслитель вовсе. Ведь у нас с малых ногтей
учат – если ты простой парень, амбиций не имеющий и свитер с оленями
носящий, то и нечего с тобой кофе пить. Словом, все знают. Но никто не
волнуется. Это стыдно волноваться и даже хотеть пойти чуть-чуть, - а стыдно. Лучше даже заболеть или, например,
экзамен в этот день сдавать, чтобы потом всем можно было жаловаться: хотел,
старик, да не вышло. Ведь все мы САМого читали по -заграничному, знаем лучше,
чем он сам себя знает. Все его ошибки и неправильные перспективы на зубок, и
даже в пьяном виде при выключенном счетчике продекламировать можем, похрустывая
скушенной на закуску лампочкой Ильича, - ведь мы новых ощущений ищем,
интересных. Если не выйдет не
пойти, - можно всегда отмолчаться: я, мол,
Эдмунда Гуссерля читал. А еще лучше – Псевдо-Дионисия. Не всякую современную
дрянь слушал. А если не читал или не хочет в этом сознаться, то
лучше запастись цинизмом каким, чтобы точно не приняли за дурака: был на
арт-хаузе в «Мире искусства», кушал в Макдональдсе или, на худой конец, – сидел
в «Бурлеске». Если все же идем, как-то между делом: после экзамена или перед
баром. Думаем настойчиво о непрочитанных комиксах и мокрых ботинках – так оно
пофилософствее этого вашего САМого будет. И пореволюционнее. По приходе, ожидая
лектора, ищем глазами знакомых. Тут противоречие: и хотим найти, чтобы одним
дураком, фетишистом, идолопоклонником не быть, и не хотим – засекут, засмеют.
Встречаясь взглядом, чувствуем взаимную неловкость. Есть, правда, серьезные
люди, они тебе кивают важно: мол, правильно, что пришел, может, в последний раз
такое откровение слышим. Кого же мы видим?
САМ.
Лектор. Комета над домом нашим. Очень милый человек. Харизматичная речь его обращаена к народу недалекому, хотя и симпатичному.
Говорит он ровно, и, даже увлекаясь, остается в рамках всего того, что вы от него
ожидаете. Никто не рискует зазором между своим явлением и своей славой, - ведь
туда может скользнуть новое, что своим драконьим хвостом опрокинет какие-то из
старых карточных домиков, выстроенных САМим в юности. Каков был бы конфуз
приехать к дикарям и там сказать: то, за что вы меня любите и почитаете, - чушь
собачья. Он приехал, чтобы получить баллы научной активности, что напрямую
связанно с уровнем его зарплаты в родном университете, а также посмотреть чужую
страну, которую он так хорошо знает по фильмам эпохи холодной войны.
Рядом с ним – свита. Пара
заграничных дам, во все глаза рассматривающих публику и строящих планы на вечер;
переводчик, настоящая Храбрая Сердцем, готовая представить свой труд на суд
сварливой толпе интеллектуалов; бритый спокойный человек лет сорока с ровным взглядом
и уверенными движениями; и маленький,
пожилой человек в больших тяжелых очках на покрытом морщинами лице, с парой
больших родинок на висках и в аккуратной, но поношенной одежде. Они тут по
долгу службы.
В зале – легион. Среди
них явно заметны:
Мужчина средних лет в
рабочем комбинезоне и вязаной шапочке, с дредами и бородкой. Он не имеет
отношения к академической философии, но сам кое-что читал: Лао-цзы, Конфуций,
Сенека, Ницше, Достоевский, Кафка, Камю, сборники афоризмов, Стругацкие. Вследствие этого
уверен в некоторых мыслях, пришедших ему на ум случайно или из обобщения
жизненного опыта. Он пришел послушать равного себе, другого, заграничного философа
чтобы проверить, в чем современные академики не правы.
Девушка в нарочито мятой мужской одежде, как ей кажется, стильной, с волосами, подстриженными под каре и покрашенными хной, в огромных винтажных очках , почти как у дедушки из свиты. У ее блокнот Moleskine – потому что такой же был у Хемингуэя и Пикассо. Там - ее умные мысли о самосознании, громкие фразы разных ловких людей, карандашные рисуночки. В толпу она попала случайно, узнав на арт-сайте что-то про приезжающую знаменитость, великого философа наших дней, и наскоро прочла пару его книг, взятых у бойфренда с прической под Элвиса.
Юноша лет двадцати с
тонкой, длинной шеей, на которой болтается лохматая, явно недавно стриженая
голова, с высокими скулами и сощуренными глазами. Делает резкие, смешные
движения головой, откидывая несуществующую, но, видно, доселе
долго пребывавшую в пользовании челку. Иногда что-то коротко набирает на
стареньком мобильнике, раскачиваясь в людском лесу сосенкой. Или
записывает в небольшой, кожзаменителем
обтянутый блокнот. Смотрит как-то пьяно, нервно, то на САМого, то на зрителей.
Он читал кое-что и пришел, чтобы отметиться: да, был, видел лично, сам задал
ЕМУ вопрос, прочувствовал, проникся таким-то и таким-то настроением от вкуса
его мыслей, теперь лучше, ближе понимаю некоторые тексты.
Рядом с ними спокойный
мужчина, лысеющий в стремлении к акме. С
глубоко посаженными глазами и аккуратной
бородкой. Это преподаватель философского факультета, уже немного уставший от
множества своих проектов, дел, постоянного чтения и размышлений, закоснелости
большей части своих старших коллег по цеху, понявший многое из уроков
современной теории и ничего нового не ожидающий. Он пришел сюда как социолог,
посмотреть, кто из его студентов и друзей отважится слиться с мейнстримом.
САМим он, как правило, интересуется мало – мнение составлено уже несколько лет
назад, изменений не предвидится.
Дама бальзаковского
возраста, пухлая, прическа пучком. Всем своим видом показывает баснословное
духовное богатство и широкую эрудицию. Знает названия основных философских
произведений на языке оригинала, что очень любит показать. Носит дорогие очки и
пользуется продукцией Apple.
Сварлива, испытывает проблемы с быстрым принятием решений и редко кого хвалит:
если человек только не может похвастать двадцатилетним стажем посещения центральных библиотек, музеев
и театров. В глазах видны страдания, а на небольших усиках – желтые следы
курения. Она пришла сюда, чтобы лично прикоснуться к культуре (ее любимое
слово).
Молодой человек с
наушниками на шее, ринофимой на носу, косой челкой до губ, которую он постоянно
убирает за уши. Этот читал о САМом ВСЕ и носит футболку с ЕГО именем. Пришел
сюда задать богохульный, каверзный вопрос, чтобы САМ понял: есть равные ЕМУ, есть
понявшие ЕГО.
Все заканчивается
внезапно - как и ожидалось. Собственно, внезапность в наших сериальных днях – это
фигура умолчания самого интересного. Мы выходим из аудитории, оставляя там
лектора собирать листочки в папочку, и направляемся к любимому
приуниверситетскому кафе, чтобы отметить завершение еще одной аппарации на
нашем небосклоне.
1 Аппарация
– англ. apparition,
астрономический термин, обозначающий появление кометы в зоне видимости. Также
является обозначением способа перемещения магов в мире «Гарри Поттера».
Русскоязычным читателем по таинственным
переводческим причинам известен под названием «трансгрессия».
Текст: Логинов Евгений
Иллюстрации: Иван Фомин
Иллюстрации: Иван Фомин
Про зазор между явлением и славой красиво получилось,
ОтветитьУдалитьметко, хорошо. Такого много, ярко-игрового: и фигура умолчания, и "таинственные переводческие", и САМ. И эскизы.
Продираясь сквозь тени лоска и слои краски, мой опыт согласен части описания в промежутке от расшифровки и до конца абзаца. И конечно про внезапность - уже привычно, что толком никто не говорит о самом важном и интересном. Скрывают, подлецы.
Между этим идут картинки соц.-антроп. характера, типических черт, отточенно остроумные, жесткие.
Вот с ними мой опыт жаждет альтернативы. Скорее из принципа, нежели из личной ненаблюдательности: картинки эти есть маски, они сразу застыли. Это так обидно.
Аьтернативой называю следующую презумпцию: у каждого есть страдание, вокруг которого он человек, а не ранг, пока не доказано обратное. Иначе - иерархическая борьба, унижение и скрежет зубовный.
Правда, все становится иначе, если каждое следующее предложение, следующий персонаж есть описание собственного переживания, неумолимая борьба с ним, выдавливание из себя. Этакая аскеза, скромно прикрытая иронией, остроумием, эрудицией и юмором. И тогда текст становится красивым красотой раздавленной кариатиды, не менее словами чем действием, живым становится.
По аскезу - да.
УдалитьАльтернатива хорошо, но как она возможна в повседневности?
А ты сам видел этих типы-людей?