Интервью
с профессором Мотрошиловой Нелли Васильевной, д.ф.н., заведующей отделом
Истории философии ИФ РАН, автором работ
«"Идеи I" Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию», «Мыслители
России и философия Запада: В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов», «Отечественная философия 50–80-х годов XX в. и
западная мысль», «Путь Гегеля к "Науке логики"», «Рождение и развитие философских идей», и
многих других.
Мы
встретились с Нелли Васильевной в ее кабинете. Подарили осенний номер журнала.
Мотрошилова
Н.В.:
«Финиковый компот»... Знаете, когда я была студенткой, у нас тоже был
философский журнал. Я очень жалею, что он пропал.
Финиковый
Компот:
Не сохранились номера?
М: Нет, не
сохранились. Просто тогда никто не беспокоился о том, чтобы что-то сохранять.
Потому что думали, что история – это одно, а мы – совсем другое. У нас были
очень хорошие художники, наши однокурсники; они иллюстрировали журнал. Словом,
всё как у Вас... Журнал назывался «Философия с улыбкой». Неплохо, по-моему. На
нашем курсе учились люди, чьи имена сейчас хорошо известны. Это Г.С. Батищев[1],
В.Н. Садовский[2], на
днях, к сожалению, покинувший нас, В.С. Швырев[3],
В.М. Межуев[4], и
еще многие другие. Очень хороший был курс. И вот мы делали подобный журнал.
ФК: Раз уж мы
начали говорить о вашем курсе... В одном интервью Вы говорите, что философы-шестидесятники
существовали неотчужденным образом в обществе отчуждения. Не могли бы Вы
подробнее раскрыть эту мысль?
М: Мне кажется,
что я не совсем так сказала в том интервью. Но я помню эту мысль, она для меня
важна. «Общество отчуждения» – классическое понятие истории философии позднего
нового времени. Оно уже было в гегелевской философии и в философии Маркса. И
оно же было очень популярно в философских рассуждениях поколения
шестидесятников: они много писали об обществе отчуждения. Например, я считаю
Мамардашвили одним из теоретиков этого понятия. Общество отчуждения – это
общество, которое люди находят враждебным себе; общество, в котором люди
выбирают какие-то способы существования для того, чтобы не погибнуть, чтобы не
погрязнуть в тех способах бытия и формах сознания, которые общество им
навязывает. И им это не так уж хорошо удается; во всяком случае, удается не
каждому. То, что предлагается в таком обществе людям, не принимается ими; то,
что господствует в нём – не воспринимается
людьми как своё, личное, и объективно противостоит им. В этом и проявляется
отчужденность. И философы-шестидесятники жили в таком же отчужденном обществе,
а потому нельзя сказать, что они существовали неотчужденным образом. Однако их
«неотчужденность» состояла в том, что они окружали себя соответствующими
артефактами, а главное – людьми, которые были им близки во взглядах, понятны,
родственны. Эта неотчужденность возникала на почве общих им интересов и способов
деятельности – на почве философии. Вот – если говорить коротко. Правда, стоит
ещё упомянуть важную для шестидесятников мысль, а именно – понимание того, что
полностью неотчужденного общества не было, нет и не будет.
ФК:
Существуют
ли сейчас такие группы философов?
М:
Конечно!
Я в этом уверена. И они существуют не только в России; аналогичное
мировоззрение присуще и европейским, и североамериканским философам. Многим из
моих коллег не нравится сложившаяся социальная ситуация, и они активно высказываются
против неё. Уже философы-шестидесятники ясно осознавали тот факт, что термины «Entfremdung» и «alienation»
относятся не к одному только капиталистическому обществу, что отчужденность
носит всеобщий характер. Существующая проблема не ограничивается рамками
какого-то частного общества или отдельного государства, но простирается шире и
коренится в самой той стадии развития, на которой находится современная
цивилизация, в движущих мотивах и целях этого развития. И эти идеи и даже сам
настрой мысли мне очень близки. Действительно, человеку в современном обществе
не менее неуютно, чем человеку прошлого; мы тоже живем в обществе отчуждения. Об
этом я, кстати, писала в своей книге – «Цивилизация и варварство». При этом
необходимо подчеркнуть значимость того факта, что сейчас на дворе – не 1937
год, и проблемы общества, в котором мы живем, можно открыто обсуждать, не
страшась каждый день ареста, расстрела и т.п. И в этом заключается существенный
плюс современного общества. Но само отчуждение (в философском смысле этого
понятия) продолжает существовать.
ФК: Каков мог бы
быть статус философов в выработке, если таковая необходима, современной идеологии
в России?
М:
Это
очень большой вопрос. На сегодняшний день этого статуса просто нет, поскольку
не существует соответствующего общественного заказа. Те, кто формируют
идеологию в России сегодня, – не философы. Это политологи, общественные
деятели, известные деятели культуры, и т.д. А профессиональных философов никто
не спрашивает! Можно сказать, что никогда общественный запрос, предъявляемый к
философам, не был в России так мал, как сегодня.
ФК: А должен ли
быть такой запрос, должны ли философы участвовать в производстве идеологии?
М: Конечно,
должны. И не просто должны: у них есть такие роли в этом процессе, которые не
сможет за них исполнить никто другой. Правда, многое зависит от понимания
«идеологии». Предпочитаю говорить о выработке фундаментальных идей, ценностей. Всякая
сумма направляющих идей имеет философские основания, философскую составляющую.
Вспомним, например, как должна была возникнуть Французская революция. На основе
идей, которые существовали в ту пору. А кто создавал эти идеи (что не равно
идеологии – но это особый вопрос)? Их создавали в основном философы. Причем эти
идеи не остались в рамках одной лишь Французской революции. Они распространились
далеко за её пределы, утвердив принципы свободы и прав человека, что в XVIII–XIX вв. стало важнейшей
составляющей всей человеческой цивилизации. Источником же служила либо
непосредственно философия, либо те разделы социальных наук (правоведение и
экономика), которые тесно граничат с философией.
ФК: От влияния
философов на общество перейдем к вопросу о влиянии некоторых из них лично на
Вас. Вы много пишете о Владимире Соловьеве.
М: Да. Это один из
моих любимых авторов.
ФК: А почему? Ваша
первая любовь – Гуссерль. Также Вы много анализируете Мамардашливи, это понятно.
Но почему Соловьев?
М: Ну, если
говорить в этих терминах, то я вообще очень «влюбчивый» человек. У меня так
много философских персонажей, в которых я в разное время была «влюблена» и «влюблена»
сейчас. В Гуссерля, в его философию, я «влюбилась» тогда, когда его имя ещё
мало кто знал в нашей стране, а кто знал – непременно ругал. Когда я говорила,
что пишу о нем дипломную работу, – это 1955-1956 годы, – меня все спрашивали,
кто это такой. И как его только не называли: кто Муссерль, кто ещё как-то. Не
знали его в России. Но уже и в то время, я увлекалась Гегелем и Кантом, и это тоже
осталось на всю жизнь. А во Владимира Соловьева я «влюбилась» относительно
поздно. Найти книги русских философов в то время было очень трудно. В
библиотеке они были, но отпускали их далеко не всем. Одна моя подруга,
например, приносила мне работы Бердяева в каких-то тайных свертках. И с Соловьевым
– так же. У меня самой его произведений не было, мне кто-то их дал. Соловьев мне
сразу понравился; мне кажется, я как-то сразу поняла, что это за человек, и пришла
к его философии через его личность. Она меня просто заворожила! Неуемная,
страдающая, совершенно не приспособленная к миру. Я представляла себе, как
скитался Соловьев. Мне однажды довелось быть в санатории Узкое, куда больным он
приехал к Трубецкому, своему другу, и где он скончался. Я посидела в той самой
комнате, где это как будто бы и происходило. Просто прониклась его жизнью. Мне
было важно, например, реконструировать защиту его диссертации. Об этом я писала
потом в книге «Мыслители России и философия
Запада» – очень красивый и выразительный был сам материал. Если же
говорить о нем как о философе, то было у него то свойство, которое должен
воспитать в себе каждый профессиональный философ: он все, как говорится, пробовал
на зуб. Читая кого-либо, – не важно, Платона ли, Канта или Гегеля, – необходимо
не просто их понимать и погружаться в их систему, но выделять из неё отдельные
принципиальные положения и задавать самому себе вопрос: соглашаться ли мне с
этим, или нет? И отвечать себе на этот вопрос максимально честно. В философии
нужно каждый текст так читать. И Соловьев умел так читать философские тексты.
ФК: Что Вы думаете об
эзотерических, оккультных истоках его философии? О его работе в Лондонской
библиотеке? Насколько вообще эта область культуры может быть сопряжена с
философией?
М: Очень хороший
вопрос. В Лондоне я посетила те же места, где побывал Соловьев, и попыталась
проникнуться какими-то сходными настроениями. Но, должна сказать, они мне не
близки. Я другого типа человек. Тут у меня не получается делать то, что я
только что рекомендовала касательно чтения. В личности Соловьева есть две вещи,
которые я не могу пропустить через себя: это оккультизм, софиология, мистика –
с одной стороны, и все пронизывающая религиозность – с другой. Завидую, скажем,
Алексею Козыреву, который с такой «погруженностью» писал о софиологии
Соловьева. Я не могу этого прочувствовать, я так не вижу мир, так он мне не
является. Может быть, я чересчур рационалистический сухарь. Но это дает мне
возможность понять западную реакцию на Соловьева. Когда рассказываешь о
софиологии Соловьева на Западе, люди перестают воспринимать. Современные философы
вообще очень секуляризованы. Они понимают, конечно, что нельзя избавить философию
от религиозной мысли, потому что в таком случае придется вычеркнуть 2/3, но считают,
что, будучи философом, религиозность можно отмыслить. А с Соловьевым так не
получается: для того, чтобы верно его понять, с этой религиозности нужно
начать, её нужно ввести в середину и ею же нужно закончить.
ФК: Вы говорите,
что пришли к Соловьеву через его биографию. Как вы вообще оцениваете функцию
биографического исследования в историко-философской работе?
М: Я – горячий
сторонник такого исследования. Я уже представила несколько работ такого рода:
например, о Соловьеве и о Гегеле. Есть и другие, пусть и менее известные, но с
душой написанные: например, работы о Платоне и о Бруно, которые можно найти в
книге «Рождение и развитие философских идей», недавно переизданной в
дополненном издании. Аналогично, я исследовала и
биографию Хайдеггера – в разных трудах, в том числе и в «Работах разных лет». А
недавно написала книгу, которая посвящена очень деликатным сторонам его
биографии – его любви к Ханне Арендт.
ФК: Фрагмент этой работы есть в последнем выпуске журнала
«Сократ»?
М: Да, и сама книга уже готова. Мне хотелось показать личностный
мир Хайдеггера, в особенности – один из наиболее важных фрагментов этого мира:
Хайдеггер и студенты. Его же обожали студенты. Ходили за ним табуном. Когда он переехал
в Марбург, вслед за ним туда перевелись шестнадцать (!) человек, которые,
кстати, впоследствии стали цветом западной философии: среди них был Гадамер и
другие. И вот, стрясается любовь. Любвеобильный Хайдеггер, надо сказать,
никогда не упускал возможности приударить за девушкой, и притом всегда – тайно.
Но тут он встречает любовь всей своей жизни. Сама Арендт влюбилась в него без
памяти. Впоследствии она станет одной из первых скрипок в философском и
социологическом сообществе Запада. Мне хотелось узнать, понять, как отразились
на их философии эти отношения. Я пытаюсь показать в своей книге (такие попытки
были и прежде, но менее агрессивные), что, отпечатавшись на всей их жизни, эти
отношения нашли определенное преломление и в их философских идеях, в их заочном
идейном диалоге. Вообще я горячий сторонник такого биографического рода
исследований. Они имеет свою особенность, свою методологию. Очень важным тут
представляется не переступать некоторых очень тонких границ: никаких прямых
выведений идей из фактов жизни; всегда приходится иметь дело с очень сложными
узлами, которые нужно распутать. Но, к сожалению, мало кто занимается этим у
нас в стране.
ФК: Но это же
парадоксально! Ведь сам Хайдеггер, напротив, разводил биографию мыслителя и его
творчество и настаивал на том, что понимание последнего не должно зависеть от
знания первой.
М:
Совершенно
верно. Он не придавал большого значения роли биографии в понимании творчества.
Но, возможно, это оказалось следствием того, что Хайдеггер немного стеснялся
самого себя. И у него было, чего стесняться. Не стал бы он нацистским ректором,
если бы не было таких черт. Ну и потом, – сложно говорить об этом кратко, – это
связано с его пониманием философии.
ФК: Как вы
оцениваете нацистский период у Хайдеггера?
М: Я об этом много
писала. Одно время я была во Фрайбурге и там имела возможность получить из
первых рук, от авторов, которые занимались этой темой, большое количество
материалов и литературы. В той биографии Хайдеггера, которая была опубликована
в столетний юбилей со дня его рождения, я уже подвела итог и подробно
рассказала, как он «вляпался» в нацизм, как это получилось. А получилось так –
не при Вас будет сказано – в значительной степени «по вине»… студентов. Именно
студенты (не все, конечно) заболели нацизмом. И они его заразили. Хайдеггер был
уверен, что нужна реформа университета. На этой почве они сошлись с Ясперсом, активно
переписывались и даже организовали своеобразное сообщество борьбы с порядками
немецких университетов того времени. А тут меняется власть, и казалось, что она
декларирует то же самое. По крайней мере были схожие идеи. Но все развернулось
очень быстро и очень неприглядно. Хайдеггер в силу особенностей своей личности
не сумел предугадать этого, не смог оценить ситуацию и противостоять ей. У него
совсем не было политического чутья. Он не понимал истинного значения сил,
набиравших мощь в Германии. Да и мало кому тогда, подобно Томасу Манну, удалось
сориентироваться в столь быстро меняющейся ситуации. И Ясперс не смог её
правильно понять и оценить, хоть сам не совершил подобных ошибок. К тому же, у
Хайдеггера сработало честолюбие. Свой-то масштаб и своё значение он понимал. И когда
пронацистские силы предложили ему ректорство – он согласился. Его не смутил
государственный антисемитизм нацизма; не смутило то, что Гуссерль, который ревностно
его опекал, – еврей; что его любимая Арендт тоже была еврейкой. Но вот жена
Хайдеггера была активной антисемиткой – и это тоже стало одной из причин его
выбора, его трагической ошибки. Обо всем этом я подробно писала в своих работах.
ФК: Касательно
Ваших работ. По философскому факультету ходил слух, что Вы занимаетесь
переводом гуссерлевских «Идей II». Так ли это?
М: Нет, это не так.
В своей большой книге об «Идеях I» я затрагивала
и «Идеи II», но очень бегло и кратко. Я хорошо знакома с
текстом «Идей II», но над его переводом не работаю. Я вообще очень
редко перевожу, – лишь когда необходимо заполнить какую-нибудь брешь, – и даже редко
пользуюсь чужими переводами. Каким бы хорошим ни был перевод, все равно при
работе с ним приходится сверяться с оригиналом. Проще уж читать оригинал сразу.
А касательно Гуссерля у меня сейчас другой сюжет вызревает. Я занимаюсь книгой (которая,
можно считать, готова уже на 2/3) о раннем периоде творчества философа, о
Гуссерле до «Логических исследований», периода «Философии арифметики». Мне
представляется интересным рассмотреть период его проживания в Галле, период
самого вхождения Гуссерля в философию и рождения его феноменологического
проекта. Помню, как я приехала на конференцию по Христиану Вольфу в Галле,
ходила по этим улицам и думала: господи, он же тут жил и преподавал, прожил с
1887 до начала двадцатого века… Что тут было с ним? Что-то об этом периоде его
жизни к тому моменту я уже знала, но эта тема и до сих пор ещё очень плохо
исследована. Тогда у меня и зародилась идея написать эту книгу. У меня были две
хорошие командировки в Галле от фонда Александра Гумбольдта, и мне удалось
накопить достаточное количество материала, который я уже частично обработала.
ФК: Коль скоро мы
затронули феноменологию: как, на Ваш взгляд, возможно применение феноменологии к
повседневной жизни? Следующий номер нашего журнала будет про лень. Каким
образом возможно – и возможно ли в принципе – описание лени как феномена?
М: А почему же нет?
Рассуждая чисто теоретически, легко показать, что вообще всякое нечто, коль
скоро оно существует для нас, – это также и феномен, а потому принципиально
невозможным оказывается даже вообразить что-то, что не могло бы быть
подвергнуто феноменологическому анализу. И это станет тем более очевидным, если
мы обратимся к тому, что уже исследовано с феноменологических позиций в
философской литературе. Что, например, является антонимом лени?
ФК: Энтузиазм,
труд.
М: Нет, нет,
простите. Подумайте вот над чем: мы можем сказать, что один человек ленивый, а
другой не ленивый. Но как сказать это одним словом: что такое «не-лень»?
ФК: Возможно, это
«послушание» – в религиозном смысле.
М: Нет, все это
неправильно. Никак не могу согласиться. Это противоположность из другой пары.
Тут нужно иметь языковое чутье и работать над всеми смысловыми оттенками, в том
числе и в других языках. Кстати, вот хороший аналогичный пример. Я недавно писала
статью про Руссо, и обратила внимание на то, что его знаменитый трактат «Об общественном договоре» по-французски называется «Du Contrat Social», то есть «О социальном
контракте». На это не обращают внимания, а ведь это очень существенно:
«договор» обозначается у Руссо другим словом с другим смысловым оттенком (la
convention).
Так же и с ленью. Вообще я думаю, что применение феноменологии к обыденной
жизни вполне возможно. Особая область – это феноменологическая этика. На эту
тему есть несколько томов Гуссерлианы,
у нас совсем неизвестных. Сюда же относятся работы целого ряда его
последователей. Это очень интересная и широкая тема. Люди, воспитанные феноменологически,
понимают, что любой аспект – будь то этики, или обычного поведения – можно проанализировать
феноменологически. Что это означает? В случае лени, мы начинаем с простенькой
интроспекции. Я рассматриваю свой жизненный опыт и нахожу: вот, я ленюсь. Я
ленюсь в данном случае. Но что это значит? Во-первых, какие действия или не-действия
из этого вытекают, а во-вторых, откуда мне известно, что я ленюсь; наконец, как
я себе отвечаю на вопрос, хорошо это или плохо? А теперь давайте обратимся к
своему кругу общения, опишем Einfühlung, сознание Другого; давайте вчувствуемся в него: мы все ленивые или нет?
Сразу вычленяется несколько пластов размышления о лени. Навскидку я не очень
хорошо помню, писал ли кто-нибудь из феноменологов о лени, но не удивлюсь, если
писал. Вообще философы, прошедшие феноменологическую школу, иногда удивляют
тем, как плотно они включаются в обсуждение повседневной жизни. Вот, например,
приезжал к нам Жак Деррида. И на какую тему, Вы думаете, он говорил? Деррида
говорил о дружбе! И это отнюдь не случайно, что Деррида, феноменологически образованный
человек, выбрал для своего доклада такую житейскую тему. Феноменология кажется чем-то
премудрым, связанным с огромным количеством мудреных философских понятий – ведь
и сам Деррида придумал много таких терминов и разбирал те, которые напридумывали
в феноменологии до него. Но он был склонен и к обсуждению как бы бытовых тем. Они
встречаются и у Гуссерля. У него же необозримое наследие! Уже выпущено более 30
томов, и новые всё издаются и издаются. Ведь Гуссерль постоянно что-то
диктовал, его записывали, потом расшифровывали, но все это оседало в архиве, и
лишь после войны начало постепенно выходить в свет. Не могу сказать, писал ли
он конкретно о лени, но у него есть пассажи о дружбе, любви, и т.д.
ФК: Но в том-то и
дело. О любви и дружбе исписаны сотни книг; многие философы рассуждали о
страхе, зависти. Однако конкретно о лени в истории философии удается отыскать в
лучшем случае какие-то отдельные пассажи, и то – их очень мало.
М: Про лень –
мало. Между тем, человек живет в зависимости от лени и в борьбе с ней проводит значительную
часть своей жизни; а некоторые и всю жизнь. Например, сама я человек неленивый,
но полениться иногда хочется. И надо, наверное, иногда уступить лени…
[1] Батищев Генрих Степанович (1932 –
1990) – видный советский философ, д.ф.н. Окончил философский факультет МГУ (1956).
В философских изысканиях был близок диалектике и марксизму. Свое философское
развитие определял как переход от субстанциализма к антисубстанциализму, а
после преодоления последнего – к теории межсубъектности общения и творчества.
[2] Садовский Вадим Николаевич (1934
– 28.10.2012) – советский и российский философ, профессор, д.ф.н., член
Международной академии информационных процессов и технологий. Окончил
философский факультет МГУ (1956). В годы студенчества и аспирантуры (1950-е –
перв. пол. 60-х) – активный участник Московского методологического кружка.
Автор десятков публикаций по философии науки, теории систем. Активно
разрабатывал эмпириомонизм и системную концепцию А.А. Богданова.
[3] Швырёв Владимир Сергеевич (1934 –
2008) – советский и российский философ, профессор, д.ф.н., главный научный
сотрудник ИФ РАН, заслуженный деятель науки РФ. Окончил философский факультет
МГУ (1956). В годы студенчества и аспирантуры – активный участник Московского
методологического кружка. Внес существенный вклад в философию науки. Один из первых
советских исследователей неопозитивистской концепции логики науки. Также
известен как переводчик трудов Д. Юма.
[4] Межуев Вадим Михайлович (1933
г.р.) – профессор, д.ф.н., главный научный сотрудник ИФ РАН,
профессор кафедры теории и практики культуры Российской академии госслужбы при
Президенте РФ. Окончил философский факультет МГУ (1956). Специалист в области
философии культуры и социальной философии. Автор монографий: «Культура и
история» (1977), «Идея культуры. Очерки по философии культуры» (2006), «Маркс
против марксизма» (2007), «История, цивилизация, культура: опыт филос.
истолкования» (2011) и др.
Печаль! Только разогнался - ан закончилось. Читал бы и читал...
ОтветитьУдалитьДаешь ещё "зубров"!!!