Курение — процесс глубоко ритуализированный. Одна из наиболее
распространенных практик, разворачивающихся вокруг собственно курения, — это стреляние
сиг. Важно проводить четкое концептуальное различие между сигаретами и сигами.
Сигареты являются продуктом потребления, в то время как сиги — предметом выпрашивания.
Одно курят, а другое — стреляют.
Попытаемся оценить стреляние сиг с точки зрения этики, оставив
за скобками вопрос об этике курения вообще. В ситуации стреляния сиг можно выделить
следующие значимые элементы: двух субъектов этого взаимоотношения и объект взаимодействия
— сиги.
Взглянем на ситуацию со стороны того субъекта, который предлагает
сиги стреляющему. Для него она будет изменяться в зависимости от качества и количества
сиг, а также от самого стреляющего — его характера, степени знакомства, привлекательности
и прочих характеристик. Традиция вменяет положительный ответ на попытку инициировать
стреляние и даже указывает на него как на должное (что может быть обусловлено, в
частности, принципом взаимности золотого правила нравственности: я даю тебе сигу,
поскольку в аналогичной ситуации, когда я стреляю сигу, я хотел бы ее получить).
Ситуация может строиться иначе, если субъект, у которого стреляют
сигу, ограничен запасом в одну-две сигареты. В таком случае дарение можно считать
сверхдолжным поступком. Основываясь на том же принципе взаимности, можно сказать,
что субъекту в этом случае нельзя вменить в обязанность делиться сигаретами, однако
данный поступок является безусловно благим. Особые оттенки приобретает ситуация,
когда стреляющим является лицо, наиболее уязвимое для негативных последствий курения
(дети и беременные женщины, например). В подобных случаях факторы стреляния ставят
субъект, у которого стреляют сиги, в ситуацию морального выбора: принять патерналистскую
позицию (и взять на себя принятие решение за стреляющего, отказав ему) или же антипатерналистскую
(при которой он потворствует неразумному желанию).
И, наконец, значение также имеет и то, что можно обозначить как
этикет стреляния сиг. Не будем останавливаться на нем детально, но следует отметить
такие факторы, как вежливость обращающегося (навязчивость и агрессивность в поведении
стреляющего могут нарушить ритуал), обращение с сигами (вдумчивое перебирание
содержимого пачки или присвоение без разрешения владельца более одной сигареты
также являются не comme il faut) и так далее.
Взглянем на ситуацию с точки зрения стреляющего. Как у инициатора
ситуации у него есть более широкая возможность выбора: он может сам определить,
у кого стрелять сигареты. Сама эта возможность проблематизирует этическую равнозначность
всех возможных индивидов. Другим важным моментом этого выбора является регулярность
стреляния. Как правило, осуждению подвергается регулярная просьба, адресованная
к одним и тем же лицам, поскольку таким образом ритуал нарушается, превращаясь
в форму устойчивого материального обеспечения (можно сказать, «нахлебничества»).
С другой стороны, переход с «курения своих сигарет» на стреляние зачастую используется,
воспринимается или декларируется как способ ухода от практики курения, избавления
от никотиновой зависимости. В таком случае практика стреляния видоизменяется по
своей этической нагруженности, превращаясь в способ оказания помощи (который можно
оценить и как «медвежью услугу») со стороны знакомых.
Стреляние сиг этически неоднозначно, так как содержит в себе
потенциал для ситуаций конфликта, соотносящихся с категориями должного, одобряемого
и осуждаемого в рамках «этики курения» вообще. Поэтому курение и участие в обмене
сигами может быть интерпретировано как этический эксперимент, полигон для обработки
различных этических максим и интуиций.
Дмитрий Шмалий
Что справедливо для сиг, то справедливо и для всего остального !
ОтветитьУдалитьСтатья очень хорошо показывает смешанность обыденного сознания. Стреляют и сигаретки и сиги, чётких границ никто не проводит, если их сознательно и решительно не устанавливают.
ОтветитьУдалитьВ Питере недавно сигаретку попросили, в пачке оказалось всего 2, вежливо отказались, дескать и так мало, приятно было.
ОтветитьУдалить