Интервью с Александром Гельевичем Дугиным, философом, политологом, социологом и идеологом неоевразийства, автором книг «Метафизика благой вести» (1996), «Постфилософия» (2009), «Радикальный субъект и его дубль» (2009), «Мартин Хайдеггер: философия другого Начала» (2010), «В поисках Темного Логоса» (2013) и др
.
Финиковый Компот: Вы
часто читаете публичные лекции для непрофессионалов. Причем речь идет не только
об изложении чужих концепций, но и о презентации собственной. Может быть, есть какие-то
приемы или рецепты, как лучше, понятнее выстроить такую лекцию?
Александр
Дугин: В первую очередь я бы порекомендовал
следующее: лектор должен знать в двадцать раз больше того, о чем он собирается
говорить, это правило необходимо соблюдать при чтении любой лекции. Второе:
лектор должен в любом случае считать, что имеет дело с серьезными,
основательными людьми, способными понимать не меньше его. Из этого вытекает риск чтения лекции. Ее надо всегда
понимать как выступление перед тем, кто может оказаться на уровне или выше вас.
Третье: в лекции должна быть драматургия, как в романе. О чем бы вы ни говорили,
у вас должна быть завязка, кульминация и развязка. Четвертое: не бойтесь
использовать специальные термины и понятия, не упрощайте. Однако обязательно описывайте
содержание того термина, который употребили. Лекция должна быть всегда
программой с открытым кодом, чтобы при желании ее можно было воспроизвести или
построить аналогичную.
ФК: Легко заметить, что если спросить представителей
академического сообщества о том, кто сейчас может представить философию в
России, то назовут людей из самого этого сообщества (Васильева, Гиренка,
Подорогу, Секацкого, Савчука, Линькова…), а когда об этом спрашивают Вас, то Вы
обычно называете Головина и Джемаля. В каких социологических отношениях
находится то философское поле, к которому принадлежите Вы, и академическое
философское сообщество?
А.Д.: Если
серьезно, то в России нет вообще никакой философии и философов. Ни в моем
круге, ни в академическом. Вопрос лишь в том, до какой степени и с какой
остротой и трагичностью мы это осознаем. Если не сознаем вообще, то у нас
философии не будет никогда. Если осознаем, но нам все равно, то будет жалкая
пародия на постмодерн, и лишь в том случае, если мы, осознавая это, экзистенциально
восстаем, по-настоящему, как пытаются дышать люди, которых окунули головой в
воду и держат... Тогда у нас есть шанс.
ФК: На
одном семинаре, посвященном Гуссерлю, Вы сказали, что Брентано — ключ к
Гуссерлю, тот — к Хайдеггеру, а Хайдеггер — ключ к философскому и научному
мышлению своей эпохи. Это был риторический оборот, или Вы действительно
полагаете, что Хайдеггер является ключом к аналитической философии, синтетической
теории эволюции, к квантовой теории? Если нет, то что Вы имели в виду?
А.Д.: Я имел в виду
не ту пошлость, которую представляет собой аналитическая философия и прочее
вами перечисленное, а настоящую философию.
ФК: Как Вы относитесь к аналитической философии в целом
и к традиции модальных аргументов в пользу бытия Бога в частности?
А.Д.: Аналитическая
философия представляет собой попытку преодолеть ту критику позитивизма, которую
в ХХ веке развернули представители практически всех философских школ (структуралисты,
феноменологи и даже сами основатели позитивизма, такие как Витгенштейн). Мне аналитическая философия
представляется в целом провальной философской программой, которая, как и
критический реализм, стремится с помощью поверхностных, хотя и не лишенных
подчас изящества, демагогических построений уйти от фундаментального вызова в
онтологической проблематике ХХ века, а именно от вскрытия нигилизма и
постоянного расширения поля его воздействий. Бытие оставило нас, только с этим
мы можем и должны иметь дело. Расшифровывать этот факт,
интерпретировать, пытаться преодолеть, ставить вопросы, искать ответы.
Аналитическая философия полностью игнорирует философскую проблематику ХХ-ХХI веков
— поэтому, на мой взгляд, она интеллектуально и
концептуально бессильна, неинтересна и бессмысленна.
ФК: В книге «В поисках тёмного Логоса», в главе о Гегеле
Вы анализируете фрагменты «Феноменологии духа», сопоставляя их с материалом
Традиции, и указываете на параллели. Каково, если кратко, отношение Гегеля и
Традиции, на Ваш взгляд?
А.Д.: Это частный
случай применения к Гегелю более общей идеи, к которой я постепенно пришел: о
методологической эквивалентности рациональных и мифологических структур,
которыми мы оперируем. Весь ХХ век с разных сторон вводил эту дуальную топику:
социологи, психоаналитики, структуралисты, феноменологи, антропологи,
культурологи и традиционалисты. Между иррациональными структурами (базисом) и
рациональными (надстройками) существуют диалектические гомологи. Каждому
элементу коллективного сознания Дюркгейма соответствует элемент коллективного
бессознательного Юнга. Конечно, Гегель — философ-рационалист, но прочтение его
как создателя мифологического нарратива с эсхатологической спецификой само
собой напрашивается, стоит только нам обратиться к этой двойной топике. В этом
смысле я лишь демонстрирую, что ХХ век убедил меня в релевантности моих методологических принципов деконструкции.
ФК: Намерены ли Вы вновь обращаться к фигуре Гегеля?
Возможно ли сравнение Абсолютного духа и Радикального субъекта?
А.Д.: Гегель, как
и любой мыслящий человек, представляет собой конкретную бесконечность,
следовательно — внутреннее измерение его внутреннего интеллектуального бытия не
имеет границ. Обращение к Гегелю — всегда для
меня открытая возможность, и в своих набросках я высказал пока лишь несколько
замечаний относительно феноменологии абсолютного духа. Что касается
радикального субъекта, то, при всем сходстве с терминологией Гегеля, я не вижу пока
семантических параллелей, а с Хайдеггером, при всем расхождении с его терминологией (Хайдеггер постоянно настаивал на том, что его
Dasein не есть Субъект), такие параллели я вижу. Радикальный субъект
может быть описан в той двойной топике, о которой я уже говорил: ранее я больше
склонялся к мифологическому нарративу, но я не исключаю, что стоит больше
внимания уделить рациональным стратегиям в развитии этой фасцинативной и
по-настоящему центральной для современной философии темы.
ФК: О чем Вы еще не думали?
А.Д.: Ни о чем.
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить