…С чего же
начиналось?..
Женя in the аэропортная кишка with diamonds – all over the way.
Да,
пожалуй, так.
Стены
гудели; стены медленно поднимались; давление заложило уши в ломбард под процент
в несколько Паскалей.
Иллюминатор
делился со мной наблюдениями о пейзаже: как дождь орошает поле, так снопы света
сквозь перистый ковёр ниспадают с неба на лес – и он сразу маленький.
Это
завораживало, но чем игрушечнее становились деревья, дороги, дома, кварталы,
чем быстрее и выше поднимался воздухоплав, тем сильнее сквозь картину облачной
оптики прорывались другие отголоски, обрывки интуитивной ясности, «сны о чём-то
большем»…
О, да, я был преисполнен снами! Перевозбуждённый ожиданием недосып, помноженный на доброе предотлётное кофе, ещё до посадки расцвёл кислотными калейдоскопами ассоциаций. «Большеглавые колибри из сапфиров и топазов Svarovski; призматически-пиксельные – они родственны покемону по имени Porygon… …Вот указатели, люди же делегируют им свою способность показывать правильное направление, дело в этом! Надо им просто доверять, они мне всё подскажут… …Уверенность в самостоятельном путешествии: как будто я живу не только вне своего возраста, но и вообще – вне возраста. Поэтому всё можно». (Мо)ментально-ажурные всполохи мыслей – макрофотографии снопов искр, протуберанцев, вырывающихся из сознания; обострённо-звенящее внимание; странное желание понимания…
Я
поворачиваюсь. Солнечный бог заглядывает к нам в окна. Облака выпадают небом.
Город
внизу такой крошечный. Город…
Ясность
свивается в тугой узел и прорывается наружу.
Когда
детскому психологу, для исследований заснявшему на камеру возникновение групп детей
во время их игр, открывается новый феномен (например, что первые возникают не
«вокруг» детей-лидеров, а силами бойцов второго эшелона активности) – открытие [забудьте,
наконец, про «алетейю»!] происходит потому, что был сделан shift, смещение, перемещение, смена
оптики и (экс)позиции. Новый взгляд отличен от того, как видят происходящее
сами дети; они погружены в игру, где всё предстаёт иначе. Разве не находится
наука в постоянном движении? «Самое
замечательное в позиции заключается в том, что её можно позиционировать… - и
изменять!» – говорит Бруно Латур – «Коль
скоро астрономы располагаются на земле, они имеют ограниченный ракурс. Возьмём,
например, Гринвич… Вы бывали там? Это прекрасное место. Впрочем, астрономы
немало преуспели в смещении этого ракурса, – благодаря инструментам,
телескопам, спутникам. Сегодня они могут нарисовать карту распределения
галактик во всей вселенной. Неплохо, не правда ли? Покажите мне одну точку
зрения, и я покажу вам дюжину способов выдвинуться за её пределы».
Многообразие ракурсов – вот что важно!
Именно
поэтому демограф, архитектор-планировщик и аналитик-урбанист, наблюдающие город
как я сейчас, с роскоши взора – высот аэрофотосъёмки – не имеют привилегии детерминации преобразовываемого
ими мира, как не в силах и вычитать в пересечениях кварталов сценарий, в
котором горожане всего лишь играют роль переменных, пробегающих по множеству
улиц, локаций и транспортных потоков, всецело определяющих их возможности
действовать. «Мы видим город так, как не
видят его местные жители», - отвечает проектировщик, простирая руки над
макетом, - «поэтому видим те структуры,
которые в действительности управляют на первый взгляд свободными перемещениями
людей». Неплохая попытка, и по-своему искренняя, но чего не достаёт этому
взору par excellence – так это всех прочих точек зрения. Адепты панорамного
обзора, черпающие свою силу в полностью развёрнутых схемах и снимках, в первую
очередь имеют к городу (и его изменению) особую
форму доступа, не лучше и не хуже прочих.
Другую. Как у комплексных чисел, где сравнить можно лишь модуль их значений, но
не сами эти числа
Мы
можем жить в городе, путешествовать по городу, открывая с друзьями новые
уголки, планировать «транспорт в городах, удобных для жизни» вместе с Вуканом
Вучиком, стальной птицей парить над городом, удивляться городской жизни после
блистательного романа «Город» пера Клиффорда Саймака (привет роботам, Псам и
муравьям), смотреть на свой город из космоса – как и на сотни других по всему
миру, где мы не жили и не были… по крайней мере, пока. Мы ведь действительно
можем очень многое. Главное – всё время перемещаться, выходить за пределы
собственных ограничений – и быть открытыми.
P.S. «Так сколько же всего есть
разных точек зрения?» А почему вопрос их конечной исчислимости вообще
оказывается важен? Их ровно столько, сколько вы способны представить, пережить,
измыслить.
Новый взгляд отрывает новые
горизонты – и новые способы жить в этом мире. Как пел в «Кристофере» Филигон
Кендер:
«…Дым
развеется в небе большом,
Капли
крови похожи на вишни:
Так,
наверное, смотрит Всевышний,
И
считает, что всё хорошо».
И
правда, а почему бы и нет?
Евгений Интер
Комментариев нет:
Отправить комментарий