Вопрос об отношении Русской Православной Церкви
к курению поднимался неоднократно, исследователи, изучая специализированную
литературу, пытались дать объективный ответ. Думаю, при надлежащем интересе можно
найти все труды по данной проблематике.
Я же хотел в этой краткой статье понять причину
такой резко негативной критики к курению со стороны РПЦ в современное время.
В России табак появился в конце 16 — начале 17
века в период Смутного времени. Его принесли поляки и литовцы. Царь Михаил
Феодорович Романов сурово преследовал любителей табака. В 1634 г . был издан указ, по
которому курильщик получал шестьдесят палочных ударов по подошвам, а если он
попадался во второй раз, ему отрезали нос. По Уложению 1649 г . предусматривалось
наказание тому, у кого был найден табак: бить кнутом до тех пор, пока не
признается, от кого курильщик его получил. Суровые меры предусматривались по
отношению к тем, кто торговал табаком: им резали носы и ссылали в дальние
города. Однако усилия оказались безрезультатны, так как с приходом на престол
Петра I, который был известным любителем курения, гонения прекратились. В 1697 г . были сняты все
запреты, а Петр I предоставил англичанам монополию на торговлю табаком в
России. Именно с этого времени курение в России начинает входить в привычку,
отчасти и в среде священнослужителей. Подтверждение этому можно встретить,
например, у святителя Николая Японского. В своем дневнике он писал: «Вечером
скучно было и хотелось курить, а, между тем, бросил с воскресенья - более чем
двадцатилетнюю привычку нелегко бросить»[1]. А вот уже более близкий пример
наших современников, который можно найти у Б.К. Зайцева: «он вспоминал, что архимандрит
Киприан (Керн), часто жаловался на монахиню Марию (Скобцеву), которая курила трубку,
и всё это «благовоние» приходилось вдыхать
её окружению»[2].
Да и что скрывать, сама система духовного образования
дореволюционного периода не запрещала курение. Очень интересную подробность
приводит диакон Андрей Кураев, говоря о статусе профессоров Московской Духовной
Академии XIX века. В день получки они расписывались в нескольких ведомостях:
кроме зарплаты, они получали деньги на оплату квартиры, на приобретение книг, и
отдельная графа была — на табак [3]. Еще один пример - фотографии выпусков
Духовных Академий, на них студенты в неофициальной обстановке не стесняются
фотографироваться с папиросами[4].
Указание на тот факт, что употребление табака в среде
духовенства имело место, можно встретить и у светских авторов. Это отмечают знаменитый
психолог В.М. Бехтерев в одной из своих работ[5], В.В. Розанов, да и многие
другие. Интересную подробность, касающуюся
данной темы, находим в воспоминаниях жены Ф.М. Достоевского, Анны Григорьевны,
которая с величайшим удивлением вспоминала, что после отпевания её супруга, на
полу собора Александро-Невской Лавры не было найдено ни одного окурка. Судя по
всему, для продолжительных богослужений того времени это выглядело удивительно[6].
Однако примерно в конце ХIХ
века начинается переломный период, курение и вообще употребление табака
воспринимается негативно. Сначала не всем соборным сознанием РПЦ, но резкая
критика встречается довольно часто, например в трудах праведного Иоанна
Кронштадтского, святителя Феофана Затворника, хотя предпосылки подобных
замечаний возникают раньше, например, у митрополита Московского Филарета
(Дроздова).
Вследствие вышесказанного напрашивается вопрос: так какова причина такой перемены во
взгляде на курение со стороны Церкви? Мне представляется возможным говорить о
нескольких факторах, повлиявших на это.
Первый скрыт в историческом контексте, здесь не
случайно указан период конца ХIХ века. Это не простое
время, а переломный период в жизни страны, в умах людей. Отказ от табака - это
осознанная реакция Церкви на дореволюционные и революционные события. Курение
стало восприниматься не как показатель высокого статуса человека в обществе (курили
раньше в основном люди из богатого сословия, интеллигенты), а наоборот, его маргинального
поведения и образа жизни, курить стали
те, кто шел разрушать храмы, кто массово расстреливал священников, дымили на
допросах комиссары, табаком пахли забитые до отказа тюрьмы. Естественно, все
это побудило РПЦ пересмотреть отношение к табаку и счесть его употребление неприемлемым для
человека, носящего сан диакона или священника, да и простым мирянам
рекомендовать отказаться от курения.
Второй стоит отнести к особенностям национальной
культуры, менталитету. Например, никого сегодня не удивит священник Элладской
Православной Церкви и других поместных Церквей, который курит, не вызывая
со стороны людей недовольных взглядов, однако будет выглядеть непотребно если
он выпьет. Здесь необходимо помнить, что греки долгое время были под турецким
игом и многие привычки переняли от турок, в том числе и курение[7]. Для российского
же обывателя священник или мирянин, выпивший на людях, воспринимается сносно, а
вот закуривший вызывает ряд негодований и осуждений.
Считаю два данных фактора основополагающими,
именно они повлияли на изменение отношения к употреблению табака со стороны РПЦ
от лояльного к крайне негативному.
А. Романов
Примечания:
1. Святитель Николай
Японский. Запись в дневнике 1.04.1880 // Праведное житие и апостольские труды
святителя Николая, архиепископа Японского, по его своеручным записям. СПб.,
1996. Ч. 1. С. 241.
2. Зайцев Б.К. Далекое.-
Москва, изд. «Советский писатель».1991. – С.72
5. Бехтерев В. Предисловие
// Краинский Н.В. Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной
жизни. Новгород, 1900. С. III.
7. http://www.pravmir.ru/mysli-o-kurenii-i-kuryashhix/
Я -трубка автора стихов. я - деревянная фигурка
ОтветитьУдалитьС головкой кафра или турка: знать, у поэта вкус таков...
Я эту душу занавешу завесой лёгкой дымовой, и он забудет сумрак свой.
В колечках дыма распотешу его тревогу, а тоску всю целиком заволоку.
Шарль Бодлер.
Наркотик есть наркотик. Этим все сказано. В 2-х словах.
ОтветитьУдалить