28 апреля 2014 г.

Сетевой мусор

Слушайте, не рисуйте глупеньких улыбочек
после каждого предложения…
Это удел подростков из чатов
Из сообщения на интернет-форуме

Интернет заставил нас снова много писать друг другу, хотя еще недавно казалось, что телефон-мобильный-скайп еще чуть-чуть — и окончательно оттеснят письмо в зону исключительно институциональных коммуникаций. Но писать в Интернете мы стали все же по-особенному, то есть не совсем так, как учила и продолжает учить школа. Конечно, и в Интернете существует множество текстов, написанных на кодифицированном литературном языке с соблюдением всех необходимых орфографических норм. Но вот в тех зонах, где протекает межличностное общение, письменная речь изобилует всякого рода вольностями и намеренными искажениями. ​Вот именнашта; она с ашипками пишет; умница патамушта; не по деццки; такая возможность имеецца — это написано не выпускниками ПТУ, а людьми с высшим университетским образованием, в том числе профессиональными филологами. С какой же стати совершенно грамотному человеку коверкать написание хорошо знакомых слов? Что заставляет его затрачивать специальные усилия, для того чтобы правильное заменять на неправильное? Зачем вообще весь этот словесный мусор?

Одновременно с нарастанием коммуникаций в Интернете в письменную речь пришла мода на смайлики — эти разнообразные рожицы-гримасы: улыбающиеся и хмурые, подмигивающие и сурово-насупленные. А вместе с ними — еще и цветочки, и машинки, и какие-то скачущие зайчики, и пляшущие мальчики… Одним словом, веселые картинки. Несолидно. Несерьезно. Излишне. «Не рисуйте глупеньких улыбочек после каждого предложения!» Не надо мусорить!
Однако попробуем представить, какой эффект произвела бы на читателя, допустим, такая грамотно написанная фраза: «Не жадничайте, Наташа!». Ее возможный смысловой диапазон — от дружеского увещевания до строгого порицания. Исходя из написанного, конкретнее сказать трудно. Но вот после этой фразы автор размещает улыбающийся смайлик и цветочек — и смысл прочитывается однозначно: конечно, дружеское подтрунивание! Несерьезно? Пожалуй. Но не бессмысленно. Не излишне. Письмо обогатилось новым приемом, помогающим уточнить смысл написанного.
Реплика из ветки, где обсуждаются последние события на Украине: «Еще вспомнилось почему-то, как мне киевский дядя как-то с возмущением говорит — вот ваш Газпром нам цены на газ повысил, и теперь я за квартиру плачу гораздо больше. К моему большому сожалению, Газпром ну совсем не мой — даже крошки мне там не принадлежит! И никак со мной позицию не согласовывает. Но прозвучало так, что я поняла — да, виновата! И часовню тоже я». Зачеркнутая автором (якобы ненужная!) фраза отсылает к «первоисточнику», но и видоизменяет его — и мы получаем емкое и вместе с тем лаконичное содержание.
Коверкая орфографию в Сети, мы играем. Каждый или почти каждый здесь — homo ludens. Играя, мы творим новые смыслы. Надеваем речевые маски, как бы передразнивая их персонажа. Иронизируем над ним и над собой. Дружески подначиваем или успокаиваем собеседника. Используя «несерьезные» приемы, усложняем смысловую структуру текста и помогаем читателю проникнуть в нее.
В Интернете действительно есть словесный мусор. Но есть и то, что лишь на первый взгляд кажется мусором. Отличить одно от другого, как и в обычной коммуникации, помогает Его Величество Смысл.


Ольга Усачева

Комментариев нет:

Отправить комментарий