Интервью с Филипом Гоффом, британским философом, журналистом и блоггером, автором статей по метафилософии, философии религии, метафизике и философии сознания. Гофф защищает панпсихизм против физикализма, политически интерпретирует христианство и ведет блог philipgoffphilosophy.com. Работает в университете Ливерпуля и Центральном европейском университете Будапешта.
Финиковый Компот: В ХХ веке произошло возрождение философской теологии. Например, Ричарду Суинбёрну удалось сформулировать новый аргумент в пользу бытия Божия: это гипотеза способна объяснить все те положения, которые остаются недоказанными в науке. При этом она принимается так же, как и другие научные гипотезы: на основании данных, нуждающихся в объяснении. Что вы думаете об этом?
Филип Гофф: Я считаю Суинбёрна хорошим философом, но я не принимаю его аргументы. Карен Армстронг указывает, что Аквинат и Августин не приписывали человеческих предикатов («всемогущество», «всезнание» и т.д.) напрямую Богу. Отсюда ясно, что концепция Бога как некой «суперличности», принятая в аналитической философии, груба и неортодоксальна.
ФК: Могли бы Вы объяснить, почему физикализм и иллюзионизм столь популярны среди философов?
Ф.Г.: Физикализм действительно распространен среди философов, но я не думаю, что иллюзионизм является его самой популярной формой. Я полагаю, что популярность физикализма основана на понятном, но смущающем меня сверхэнтузиазме физических наук. Они добились больших успехов, достигли консенсуса и дали нам большую власть над миром. Но этот успех основан на том, что со времен Галилея они оставили попытки дать полное описание реальности, сосредоточившись лишь на каузальных структурах. Это очень полезная информация, дающая мощные технологии, но она и не задумывалась как полное описание реальности. Я думаю, что это фаза роста, и мы покинем ее в ближайшем будущем.
ФК: Какие метафизические проблемы будут решены, если мы примем панпсихизм?
Ф.Г.: Панпсихизм кажется мне наиболее элегантной теорией реальности, принимающей реальность сознания. Существование сознания фундирует истинность панпсихизма так же, как постоянство скорости света фундирует специальную теорию относительности.
ФК: Может ли панпсихизм стать исследовательской программой для науки? Если это так, могли бы Вы предложить эксперимент, который основан на панпсихизме?
Ф.Г.: Я сомневаюсь, что существует эксперимент, который бы мог поддержать панпсихизм, и, следовательно, даже имея все эмпирические данные, мы не имели бы оснований для принятия панпсихизма. Однако реальность сознания дана нам сама по себе, и панпсихизм является наилучшей теорией, которая принимает и эмпирические факты, и факты сознания. Как физикализм, панпсихизм обеспечивает парадигму и для теоретизирования, и для экспериментов. Кристофер Кох и Джулио Тонони, оба нейроученые, до некоторой степени работают в парадигме панпсихизма.
ФК: О чем Вы никогда не думали?
Ф.Г.: О разноцветных летающих обезьянах, сделанных из зубов старой леди (во всяком случае, не часто).
Финиковый Компот: В ХХ веке произошло возрождение философской теологии. Например, Ричарду Суинбёрну удалось сформулировать новый аргумент в пользу бытия Божия: это гипотеза способна объяснить все те положения, которые остаются недоказанными в науке. При этом она принимается так же, как и другие научные гипотезы: на основании данных, нуждающихся в объяснении. Что вы думаете об этом?
Филип Гофф: Я считаю Суинбёрна хорошим философом, но я не принимаю его аргументы. Карен Армстронг указывает, что Аквинат и Августин не приписывали человеческих предикатов («всемогущество», «всезнание» и т.д.) напрямую Богу. Отсюда ясно, что концепция Бога как некой «суперличности», принятая в аналитической философии, груба и неортодоксальна.
ФК: Могли бы Вы объяснить, почему физикализм и иллюзионизм столь популярны среди философов?
Ф.Г.: Физикализм действительно распространен среди философов, но я не думаю, что иллюзионизм является его самой популярной формой. Я полагаю, что популярность физикализма основана на понятном, но смущающем меня сверхэнтузиазме физических наук. Они добились больших успехов, достигли консенсуса и дали нам большую власть над миром. Но этот успех основан на том, что со времен Галилея они оставили попытки дать полное описание реальности, сосредоточившись лишь на каузальных структурах. Это очень полезная информация, дающая мощные технологии, но она и не задумывалась как полное описание реальности. Я думаю, что это фаза роста, и мы покинем ее в ближайшем будущем.
ФК: Какие метафизические проблемы будут решены, если мы примем панпсихизм?
Ф.Г.: Панпсихизм кажется мне наиболее элегантной теорией реальности, принимающей реальность сознания. Существование сознания фундирует истинность панпсихизма так же, как постоянство скорости света фундирует специальную теорию относительности.
ФК: Может ли панпсихизм стать исследовательской программой для науки? Если это так, могли бы Вы предложить эксперимент, который основан на панпсихизме?
Ф.Г.: Я сомневаюсь, что существует эксперимент, который бы мог поддержать панпсихизм, и, следовательно, даже имея все эмпирические данные, мы не имели бы оснований для принятия панпсихизма. Однако реальность сознания дана нам сама по себе, и панпсихизм является наилучшей теорией, которая принимает и эмпирические факты, и факты сознания. Как физикализм, панпсихизм обеспечивает парадигму и для теоретизирования, и для экспериментов. Кристофер Кох и Джулио Тонони, оба нейроученые, до некоторой степени работают в парадигме панпсихизма.
ФК: О чем Вы никогда не думали?
Ф.Г.: О разноцветных летающих обезьянах, сделанных из зубов старой леди (во всяком случае, не часто).
Комментариев нет:
Отправить комментарий