Дискуссия
об официальном научном статусе теологии длится уже не один год. «Теология» была
внесена в классификатор образовательных направлений и специальностей еще в
конце 1992 года. В 1999 году начала существовать и магистратура по этому же
направлению. При этом ни для широкой общественности, ни для академического
сообщества это не вызывало, в целом, никаких вопросов, недоумений или
нареканий. Первая волна критики теологии в ВУЗах началась в конце 2000 – начале
2001 года, то есть когда по этой специальности уже существовали бакалавриат и
магистратура. Основные аргументы «за» и «против» были сформулированные уже
тогда и сейчас, когда идет оживленная дискуссия об окончательном закреплении
научного статуса за теологией, борцы и защитники обращаются к уже хорошо
знакомым приемам: «А как же отделение церкви от государства?», «В ведущих
университетах мира такая специальность присутствует», «А смогут ли защищать
степени буддисты или представители новых религиозных движений?» и проч.
Сейчас не хочется заниматься очередным
разбором всех этих аргументов, потому что это уже делали десятки более
авторитетных авторов. А хотелось бы обратить внимание вот на что. Одним из
способов развития науки в целом, является все большая специализация
исследований, которая позволяет включить в научный оборот феномены,
находившиеся ранее либо на периферии, либо вообще за гранью науки. В Америке и
Европе практически любой феномен может стать предметом академического изучения.
Например, степень PhD можно получить
по таким направлениям, как «упаковка разных вещичек» (PhD in Packaging, the
Michigan State University), «парапсихология» (PhD in Parapsychology,
the University of Edinburgh), «пастырское консультирование» (PhD in Pastoral Counseling, the Liberty University)
и проч. В настоящий момент развитие различных исследовательских методологий, а
также очень быстрое расширение области междисциплинарных исследований позволяет
включить в научный анализ практически все что угодно (без ущерба для формальной
«научности»). А если в фокус внимания ученых попадает целая область сходных
между собою феноменов, то она вполне может стать отдельным исследовательским
направлением в науке. Это процесс все большей специализации науки, и при всех
его плюсах и минусах, его вряд ли можно будет остановить.
Вот и сейчас в России из таких
«гигантов», как история, филология, философия, религиоведение, культурология и
проч. выделилось более специализированное направление – «теология». И если отбросить личностные симпатии и
антипатии, а также возможный политический контекст, то можно увидеть, что это
вполне закономерное развитие науки.
Иерей Алексей Андреев, магистр теологии, аспирант философского факультета МГУ
Комментариев нет:
Отправить комментарий