Когда я готовилась писать эту статью, у
меня в голове крутился детский стишок: «У каждой профессии запах особый».
Хотя мне предстояло не обнюхивать философов, а посмотреть, как они отражаются в
кривом, но все же любимом всеми зеркале мирового кинематографа. Отражения
пришлось искать долго и оказались они весьма расплывчатыми.
Если забить в Google
словосочетание «кино и философия», то вылетят десятки разнообразных статей «50
самых философских фильмов, которые заставляют задуматься», скромные подборки
картин, иллюстрирующих этические парадоксы или проблему сознания, а также
десятки наименований книг в духе «Гарри Поттер/Матрица/Доктор Хаус и философия»,
в которых авторы пытаются соединить под одной обложкой Воландеморта и
категорический императив. Потирая руки, набираешь в Google «философы в кино» и
оказываешься в информационной пустоте, где перекати-полем мелькает Славой Жижек
с документалкой «Киногид извращенца». Это если не самое удачное, то самое
запоминающиеся единение философа как личности и кинематографа как искусства.
Прохаживаясь по интерьерам, имитирующим декорации популярных фильмов от
«Цельнометаллической оболочки» до «Титаника», Жижек на английском, но с
жутчайшим акцентом, хирургически точно препарирует киносмыслы. В общем, весьма
запоминающийся экспериментальный кинопастиш.
Что касается художественных фильмов, то
тут дело с философами обстоит сложнее. Так уж сложилось, что то ли философы
занимаются непонятной кинематографистам, а значит и кинозрителям,
деятельностью, то ли художественные возможности кинематографа слишком слабы,
чтобы показать изощренную игру ума, но философы изображаются в кино как-то
очень смутно.
Здесь же возникает важная проблема другого
рода: а что же такое философия? Конечно, выпускник философского факультета
выдаст вам ту или иную формулировку: от цинично-злобной до
академически-выверенной. Но для людей, далеких от профессионального любомудрия,
философия застыла где-то между пустой и заумной болтовней и сакральной, почти
религиозной, практикой. Говоря про философов в кино, нам придется рассматривать
философию в весьма широком ключе. Философами нам придется признать достаточно
широкий круг личностей, половину из которых не пустили бы на порог даже самого
посредственного философского факультета и не удостоили бы статьей в самой
обширной философской энциклопедии, а на треть из них еще и завели бы уголовное
дело. Тут уж нечего нос воротить: так уж нас изображают. Среди «философов»
будут встречаться люди, принадлежащие тем или иным образом к академическому
миру, однако, формально являющиеся представителями иных наук: от медицины до
теологии. Будем гордо считать, что философия царица и мать всех наук, а не
крошки со стола позитивистов. Да и стоит ли в мире, где произошло смешение
языков и закат профессий, так рьяно отделять философов от других тружеников
интеллектуального и не очень труда?
Итак, начнем с самого очевидного. С
реальных исторических персонажей, с теми и иными оговорками включенных в
университетский курс философии. Фильмов с такими героями достаточно много. Они
появляются то в одном, то в другом историческом или околоисторическом фильме
как маркеры эпохи. Прочитает мораль маленькому царю Аристотель в фильме «Александр»,
сыграет роль феи-крестной для Золушки, попутно обсудив с ней «Утопию» Томаса
Мора, в «Истории вечной любви» Леонардо да Винчи, Декарт немного поучит
уму-разуму королеву Кристину в фильме «Девушка-король». Философская
деятельность героев затрагивается только если она каким-то образом влияет на
повороты основного сюжета, в основном, в гуманистическом или политическом
аспектах. Любят еще создатели фантастических сериалов к месту и не к месту
поминать философов. Например, Бенджамин Франклин и отцы-основатели в сериале
«Сонная Лощина» оказались главами какого-то ведьминско-масонского ордена, до
сих пор борющегося с темными силами. Но всерьез относиться к таким образам
сложно, приплетают философов больше для мистического антуража, ведь без
магического кристалла и не разберешь, что там эти крючкотворы в своих трактатах
писали. Нельзя обойти вниманием воинов-ницшеанцев из сериала «Андромеда»:
генетически-модифицированные воины будущего на основе текстов Фриндриха Ницше
создали свою успешно развивающуюся цивилизацию.
Встречаются и просто картины-байопики.
Практически через все фильмы подобного рода красной нитью проходит тема
противостояния прогрессивного и интеллектуального меньшинства костному,
зачастую религиозному обществу. Благодаря любви кинематографистов к пеплумам и
последующей любви образовательного британского телевиденья к греко-римской
истории снято много фильмов про античных философов. Очень удобно про них
снимать: из костюмов — простыни, а развалин, которые можно загримировать под
греческие, везде хватает.
Больше всех повезло Сократу — его
биография в себе содержит нужную дозу трагизма: философ-одиночка,
несправедливые обвинения, суд и казнь. Играли его многие, из известных — это
Питер Устинов, Жан Сильвер и Эдди Иззард.
В фильмах про Цезаря обязательно мелькнет
в той или иной роли политический интриган и великолепный оратор Цицерон. Иногда
он похож на изворотливого адвоката, умеющего подобно Пери Мейсону убедить суд в
чем угодно.
А вот Платону с Аристотелем не очень
повезло. Несмотря на обширную литературную деятельность и большое историческое
влияние, их жизнь не заинтересовала кинематографистов. Первые 50 ссылок по
запросу «Платон фильм» будут вести на картину 2008 года про
авантюриста-сутенера по имени Платон, сыгранного Павлом Волей, а на фразу
«Платон мне друг» выскочит советская производственная драма про добычу
марганца. Кстати, русскоязычный кинематограф удивительно беден на биографии
философов: если не брать в расчет Ленина и Маркса с Энгельсом, то на память
приходит разве что Михаил Ломоносов, который, конечно, наше все, но все же не
единственный философ земли русской.
Много фильмов про философов снял Роберто
Росселлини. Среди его героев оказались: Сократ, Франциск Ассизский, Рене
Декарт, Блез Паскаль. Также много фильмов про философов, которые были
третируемы или умучены инквизицией, но стояли за свои идеалы до конца. Среди
них: Джордано Бруно, Коперник, Галилео Галилей. Сюда же можно отнести и фильм
про Гипатию, женщину-ученую, разорванную религиозными фанатиками.
Философы всегда, разумеется, светочи
разума, а окружающие их люди часто неучи и носители предрассудков. Фильм про
Блеза Паскаля, например, начинается с суда над служанкой, обвиняемой в
колдовстве. В большинстве фильмов про Джордано Бруно его роль в распространении
гелиоцентрических идей превосходит всех ученых до и после него.
Французы сделали комплиментарный, но без
сусального золота, сериал про Вольтера «Дьявол во плоти». Тут есть и интрижки с
женщинами, и скандалы с католической церковью, и манера написания книг,
включающая консультации со слугой при работе над историческим трудом. Увы, этот
французский сериал, как и чешский фильм про педагога и гуманиста Яна Коменского
сложно найти на русском языке.
Нельзя не упомянуть один из лучших
образчиков «разговорного жанра» — «Человек на все времена» — фильм про
противостояние философа и политического деятеля Томаса Мора и короля Генриха
VIII. Мотивация героев не всегда понятна современному зрителю, но их
принципиальность поражает. Философ показан человеком, готовым идти до самого конца
и сохранять верность своим взглядам до могилы, как произошло с казненным Мором.
Чем ближе к нашему времени, тем больше
философы прячутся по университетским кафедрам, и тем меньше возможности сделать
их жизнь хоть сколько-нибудь интересной для массового зрителя, не
интересующегося академическими дрязгами. Так что в фильмах поминают обычно
диковатого Ницше и вызывающего Фрейда, которого из-за тематики работ обычно
показывают или в ироничном или в садистском ключе.
Если мы посмотрим на двадцатый век, то поймем,
что тут все совсем плохо. В экранизации виановской «Пены дней» пройдутся по Сартру, показав его
пустым, никчемным и напыщенным человеком. Выручают разве что женщины-философы.
Таким фильмом практически всегда можно убить двух зайцев: показать и философа в
хорошем свете, и что женщина тоже человек, раз может думать и отстаивать свои
интересы. Фильм про Ханну Арендт как раз такого рода. Героиня в духе судебных
драм защищает свое мнение и честь до конца. Менее талантливые режиссеры
запихивают в историю пошленький мелодраматический сюжет, как в «Тайной страсти
Айн Рэнд», где у знаменитой писательницы случается мезальянс со студентом.
Практически ремейк «Римской весны миссис Стоун».
С историческими персонажами, кажется, все.
Разве что какие-нибудь комики поиздеваются над почтенными философами, показав
их недотепами, как «Монти Пайтон» в скетче про философский футбол или ютуберы
устроят комедийный рэп-баттл между «западными и восточными философами».
Перейдем к вымышленным героям.
Профессиональные академические философы оказываются, в основном, невротиками,
как из комедий Вуди Аллена. Последний, кстати, снял постмодернистский вариант
«Преступления и наказания» про потерявшего смысл жизни профессора философии
Эйба, вынужденного кочевать с лекциями из одного университета в другой, влача
жизнь обрюзгшего алкоголика и импотента. Он обретает второе дыхание после
знакомства с привлекательной студенткой и убийства неприятного судьи (из
гуманных побуждений). Преступление Эйб ловко оправдывает философскими
концептами, которые быстро растворяются, едва затронуты его личные интересы.
Еще один философ-неудачник появляется в малобюджетном фильме «Листья травы»
(его часто русифицируют как «Травка»). Тут герой тоже профессор философии,
знаток Хайдеггера и Сенеки, но страшно неуверен в себе. Он приезжает в город по
просьбе своего брата-близнеца, который является преуспевающим наркоторговцем.
Непутевого брата любит сильнее и мать, и девушки, а несчастный профессор (обе
роли играет Эдвард Нортон) мечется, пытаясь понять, кто же он в этом мире. И
ответ им будет найден, и внутренний кризис преодолен. А вот герою фильма
«Философы: последний урок» повезет меньше. Преподаватель, некто мистер Зимит,
ставит со своими учениками достаточно жестокие, но, к счастью, воображаемые,
эксперименты по развитию событий после техногенной катастрофы. Все это в рамках
подготовки к экзамену. Пытаясь унизить своих учеников и показать собственное
превосходство, чтобы вызвать угасшие чувства в одной из студенток, мистер Зимит
терпит фиаско. Молодость и прямолинейность разрушают его хитроумные концепции.
Студенты уезжают домой, где их ждет поступление в престижные вузы и светлое
будущее, а Зимит одиноко сидит в Джакарте и крутит в руках пистолет, размышляя,
не пустить ли себе пулю в лоб. Увы, любомудрие не помогло ему обрести счастье.
Богатый набор философов и теологов
встречается и в сериалах. Например, в британском сериале «Инспектор Льюис»
действие разворачивается в интеллектуальном Оксфорде, а там, куда ни плюнь,
попадешь либо в математика, либо в философа, которые оказываются либо убийцами,
либо невинными жертвами, но все как один снобы с оттопыренными пальчиками. Даже
сержант полиции — молчаливый главный герой — учился на теолога и
весьма сносно овладел набором классических гуманитарных дисциплин, чем приводит
в легкое раздражение своего начальника, в «университетах не обучавшегося».
Философы, обладая изощренным, практически
извращенным умом, могут, ради реализации собственных идей и сохранения их в
веках, идти на всякие подлости и даже на преступления. Например, в фильме
«Жизнь Дэвида Гейла» профессор, борющийся за отмену смертной казни,
проворачивает изощренную интригу, жертвой которой он сам и планирует стать ради
всеобщего блага и торжества гуманизма в будущем.
Воспринимаемые массовым зрителем интеллектуалы
в кино и в сериалах, часто являются носителями антиценностей. То злодей из
фильма «Охота на Пиранью» начнет цитировать Канта во время пыток, то Ганнибал
Лектер во время готовки филе-миньона слабой прожарки, процитирует что-то по
латыни или начнет развивать какие-то свои античеловеческие концепции. Даже если
такой герой находится на стороне добра, например, работает в полиции, как Раст
Коул из «Настоящего детектива» это не мешает ему придерживаться крайне мрачных
и пессимистичных взглядов на мир, ведя при этом крайне асоциальный и
саморазрушительный образ жизни. Словом, если герой фильма не прочь выпить и
уколоться, а после пространно поговорить, то общественное мнение тут же запишет
его в стан философов, как героев фильма «Переполох», в котором персонажи Шона
Пена и Кевина Спейси несут многозначительную чушь.
Хотя бывают картины, где беседы героев все
же не пусты. Например, как в фильме «Диспут» (в оригинале — «Mindwalk»), где
три персонажа беседуют про устройство мира. Сценарий был написан по мотивам
книги Фритьофа Капры, являющегося одновременно профессором физики и философии.
Герои, двое мужчин и женщина (она философствующий физик, отрезавший себя от
мира), в течение двух часов говорят и об экономике, и об истории, и о политике.
В общем, обо всем, что может волновать мыслящего человека.
Интересным может показаться и фильм Андре
Дельво «Философский камень», снятый по одноименному роману Маргерит Юрсенар.
Это достаточно сложное и многослойное повествование. Герой фильма с говорящим
именем Зенон — алхимик и философ эпохи Возрождения, соединивший в себе черты
Парацельса, Коперника, Этьена Доле и Джероламо Кардано. Он лечит людей,
скрывается от инквизиции и одновременно проходит стадии алхимического процесса,
необходимые для приготовления философского камня. Действие разворачивается на
фоне мрачных событий во Фландрии. Фильм весьма медитативен и нетороплив, но
окажется интересен людям интересующимся синтезом философии и мистики.
Хотя философы не такие частые гости в
кинематографе, как медики или детективы, но все же можно выделить три
устойчивых типа: героические жертвы истории, неудачники-болтуны и аморальные
типы. Не так уж и плохо!
Елена Бояршинова
Есть ещё снятый в своеобразной театральной манере фильм "Витгенштейн", в котором философ показан геем, хотя подтверждений тому нет.
ОтветитьУдалить