История отечественной рецепции аналитической философии не
очень хорошо известна. Кто, например, первым из профессионалов прочел Витгенштейна?
Достоверного ответа нет. Мало изучена и история русской аналитической
философии. Традиционно считается, что она развивалась двумя путями. В Москве
профессор Грязнов, специалист по философии Нового времени, обратился к
современным авторам и нашел, что классическую философию развивают именно
аналитические философы. Через некоторое время ему удалось убедить в этом другого
историка философии, профессора Васильева, вокруг которого и начала
формироваться настоящая школа изучения метафизики. С другой стороны, развивалась
тесно связанная с именами Фреге и Рассела математическая логика, и когда
внутри нее делались обобщения, они приводили исследователей в область философии языка.
Но мы мало знаем о том, что было между (и в пространственном, во временном, в смысловом отношении) этими двумя центрами. Книга, вышедшая в 1993 году в Йошкар-ола «АРТСЕГ. Владелец вещи или Онтология субъективности. (Русская аналитическая философия)» немного восполняет этот пробел.
Признаться, это очень странная работа. Мы случайно нашли ее в книжном "У Максима". И купили в подарок профессору Васильеву, который недавно
опубликовал трактат «Сознание и вещи». В чем жа странность "Владельца вещи"?
Во-первых, у нее нет автора. Есть научный редактор Сергей Чиликов (на фото). Кажется, он является и автором, но из оформления тома это никак не следует. Сам Чиликов личность неординарная. Он фотограф, выставляется у Ольги Свибловой, раньше проводил «Аналитические выставки фотографии (биеннале)» в Йошкар-Оле. Имеет ученую степень кандидата философских наук за работу «Ценностное отношение личности как форма активности субъекта» (насколько мне удалось установить, это не ошибка, а настоящее название работы). Есть у «Владельца» и «консультант» Игорь Карпов, филолог из Йошкар-Олы, создатель аналитической филологии и собственной науки, авторологии. Когда Карпов в своей книге цитирует из «Владельца вещи», он называет ее автора «Артсегом», т.е. словом, которое вынесено в название. Например:
Во-первых, у нее нет автора. Есть научный редактор Сергей Чиликов (на фото). Кажется, он является и автором, но из оформления тома это никак не следует. Сам Чиликов личность неординарная. Он фотограф, выставляется у Ольги Свибловой, раньше проводил «Аналитические выставки фотографии (биеннале)» в Йошкар-Оле. Имеет ученую степень кандидата философских наук за работу «Ценностное отношение личности как форма активности субъекта» (насколько мне удалось установить, это не ошибка, а настоящее название работы). Есть у «Владельца» и «консультант» Игорь Карпов, филолог из Йошкар-Олы, создатель аналитической филологии и собственной науки, авторологии. Когда Карпов в своей книге цитирует из «Владельца вещи», он называет ее автора «Артсегом», т.е. словом, которое вынесено в название. Например:
Во-вторых, это первая книга из серии в шесть томов. Анонсируются трактаты о ценности, о субстанции, об атрибуте, о морали и т.д. Все эти книги изданы, причем впечатляющими тиражами (у первой работы - 10000 экземпляров). Но найти их не удалось (по слухам, кое-что есть в фондах ГЦСИ).
В-третьих, текст книги сопровождается карандашными рисунками,
которые Фрейд нашел бы весьма занимательными. Но во всем остальном работа выглядит
чрезвычайно сухой и даже скучной. Ответственность за иллюстрации несет художник
Любовь Ямская.
В-четвертых, содержание. Мы читали книгу два вечера подряд, вслух. И удивлялись. Невероятно, что так вообще можно думать, да еще и шесть книг написать. Манера изложения
– синтез «Этики» Спинозы (учитывая «Приложения») с «Логико-философским трактатом».
Но основные термины и ходы мысли напоминают, скорее, Шеллинга, Маркса и
Хайдеггера. Сюжет крутится вокруг разумности, которая дается нам словом, вещи,
на которую направлена деятельность, разного рода тождеств (вещи и субъекта,
субъекта и атрибута, наименования и существования и т.д.). Интрига в том, что
вещь постоянно не удается присвоить. То один дедуцированный ранее постулат, то
другой мешает нам сделать это. Овладение рисуется процессом, раздираемым
противоречиями. Мир книги постоянно меняется в диалектической борьбе силы субъекта
с множественностью атрибутов вещи. В
итоге теоретический субъект утрачивает свою роль, объявляется тожество всех
тождеств, а ценность становится вещью. Но счастливого конца не случается. «§ 25. Теоретический субъект, окончательно
запутавшись в рассмотрении ценностных понятий, признается в неспособности решить
проблему ценности или в невозможности ее решения». Последняя глава посвящена
горестным метаниям размышляющего субъекта. Устав от неопределенности, субъект
дает нам перевод статьи малоизвестного философа Джина Джеймса.
И оставляет нас в недоумении.
P.S.уже в процессе написания поста узнал, что в серии "Русская аналитическая философия" издательства АФИТ в 1993 году вышла не только эта книга, но и "АРТСЕГ. Симпозиумы Евгений Васильевича - философа и Евгения Петровича - не философа: детектив со слежкой, автомобильной погоней и без любовной истории: белибердистика". Нужно отметить, что этот том не в ходит в пенталогию, которая последовала после "Владельца вещи".
Комментариев нет:
Отправить комментарий