
7 марта 2016 г.
"Как стать великим философом" с почтальоном Печкиным-1

4 марта 2016 г.
Заметки о философах в кинематографе
Когда я готовилась писать эту статью, у
меня в голове крутился детский стишок: «У каждой профессии запах особый».
Хотя мне предстояло не обнюхивать философов, а посмотреть, как они отражаются в
кривом, но все же любимом всеми зеркале мирового кинематографа. Отражения
пришлось искать долго и оказались они весьма расплывчатыми.
2 февраля 2016 г.
Ленивые заметки
Моя кошка лежит на диване — её лень ноуменальна, моя же — эмпирическая.
Лень бывает двух видов: одна — от усталости, забвения, слабости, уныния, и Лень
же — но от кротости, смирения, скромности. Я ленюсь, значит, я не спешу дать ответ
на поставленный передо мной вопрос, например, о лени!
11 января 2016 г.
Жизнь без свободы воли

Финиковый Компот: Опишите свой путь к жёсткому детерминизму. Почему Вы решили защищать эту позицию?
Дерк Перебум: В целом, моя позиция состоит в том, что общие законы мироздания исключают свободу воли в том смысле, который необходим для моральной ответственности. Обычно в дискуссиях свобода воли понимается как контроль над действиями, достаточно сильный, чтобы мы могли в самом фундаментальном смысле заслуживать осуждения или наказания за аморальные решения и одобрения или награды за те, что могут служит образцом морали. Спиноза считал, что если наши решения каузально детерминированы факторами, которые находятся вне нашего контроля, то мы не будем нести моральную ответственность в указанном смысле. Но мы также не будем ответственны, если наши решения индетерминистически обусловлены некими особенными событиями. Индетерминистические каузальные истории наших решений столь же опасны для свободы воли, как и детерминистические. Возможно, однако, что мы является независимыми деятелями, что мы субстанции, которые имеют способность быть причиной решений без того, чтобы нечто было бы причиной этой причины. В таком случае мы бы обладали свободной волей. И хотя нельзя полностью исключить такую возможность, она не поддерживается нашими лучшими физическими теориями. Словом, я не утверждаю, что свободная воля невозможна. И тем не менее, учитывая, что единственная когеренная теория, утверждающая наличие свободной воли, не вызывает доверие в свете лучших физических концепций, мы должны серьезно отнестись к перспективе, что мы не являемся свободными в том смысле, который нужен для моральной ответственности, основанной на концепции заслуг.
3 января 2016 г.
Мусор философского дискурса
21 декабря 2015 г.
Маркус Габриэль: О том, что есть и чего нет
Маркус Габриэль — немецкий философ, исследователь античного скептицизма, трансцендентальной онтологии и философии мифологий, соавтор Славоя Жижека.

Финиковый компот: Что вы думаете о месте кабинетной философии в современной науке? Каковы отношения между такой традиционной философией и популярной в наши дни нейро- и экспериментальной философиями? Какова роль математической логики в философии?
Маркус Габриэль: Метафора кабинета не очень удачна, так как она маскирует очевидную значимость философских дискуссий. Нет такой философии, которую мог бы практиковать изолированный от общества гений, сидя в кресле, вытягивая структуру логической мысли и высвечивая ее своим мышлением. Различие между «кабинетной» и «экспериментальной» философиями, скорее, служит инструментом полемики. Во многих случаях подчеркивать значимость эксперимента или сногсшибательные результаты изучения мозга — значит исповедовать определенную форму идеологии. Она нужна для того, чтобы дать голос типичной ненависти философов к самим себе — дать им почувствовать, что им удалось немного разбавить безвкусный суп чистых философских понятий. В общем, мне не очень нравится, когда к философской работе привлекают разного рода специалистов. Это касается и математической логики. Я приветствую ее использование, пока это полезно. Однако трудности появляются во время перевода совершенно ясного философского утверждения на гораздо более запутанный диалект символической логики. Введение результатов исследований в области математической логики в философию может быть одновременно и полезным и ошибочным. Просто подумайте обо всех трудностях, которые окружают парадоксы теории множеств или теоремы Геделя.

Финиковый компот: Что вы думаете о месте кабинетной философии в современной науке? Каковы отношения между такой традиционной философией и популярной в наши дни нейро- и экспериментальной философиями? Какова роль математической логики в философии?
Маркус Габриэль: Метафора кабинета не очень удачна, так как она маскирует очевидную значимость философских дискуссий. Нет такой философии, которую мог бы практиковать изолированный от общества гений, сидя в кресле, вытягивая структуру логической мысли и высвечивая ее своим мышлением. Различие между «кабинетной» и «экспериментальной» философиями, скорее, служит инструментом полемики. Во многих случаях подчеркивать значимость эксперимента или сногсшибательные результаты изучения мозга — значит исповедовать определенную форму идеологии. Она нужна для того, чтобы дать голос типичной ненависти философов к самим себе — дать им почувствовать, что им удалось немного разбавить безвкусный суп чистых философских понятий. В общем, мне не очень нравится, когда к философской работе привлекают разного рода специалистов. Это касается и математической логики. Я приветствую ее использование, пока это полезно. Однако трудности появляются во время перевода совершенно ясного философского утверждения на гораздо более запутанный диалект символической логики. Введение результатов исследований в области математической логики в философию может быть одновременно и полезным и ошибочным. Просто подумайте обо всех трудностях, которые окружают парадоксы теории множеств или теоремы Геделя.
Markus Gabriel: On what there is and there is not
Markus Gabriel is a German philosopher and professor at the University of Bonn.
Date palm compote: What do you think about position of armchair philosophy in contemporary science? What are the relations between traditional philosophy of this kind and popular experimental and neurophilosophy? What is the role of mathematical logic in philosophy, is it useful in philosophical investigations?
Markus Gabriel:
The armchair metaphor is not very helpful. On the contrary: it masks the
obvious dimension of philosophical conversations. No philosophy has ever been
practiced from the airchair if this means that some absolutely socially
isolated genius individual sits down and figures out the structure of logical
thought by directing noetic rays at it. The contrast between “airmchair” and
“experimental” is, this, mostly just polemical. In many cases, insisting on the greatness of
experiments or the mind-changing nature of staring at the brain and bowing down
to alleged specialists is a form of ideology: it serves just to give voice to
the typical self-hatred of philosophers who feel that they add some salt to
their otherwise tasteless soup of pure concepts. In general,
I have no sympathy for outsourcing philosophy to alleged specialists of any
kind. This includes mathematical logic. I love logic to the extent to
which it is helpful in philosophy. However, often confusions are created by
translating a perfectly intelligible philosophical statement into a much more
obscure local dialect of symbolical logic. It can be both useful and misleading
to introduce actual mathematical results into philosophy (just think of all the
confusions surrounding the set-theoretical paradoxes or Gödel).
Подписаться на:
Сообщения (Atom)